УДК 34Основные этапы конституционных реформ в России в XX-XXI веках
Никифорова Елена Николаевна – кандидат юридических наук, профессор Российского государственного гидрометеорологического университета.
Отто Ирина Петровна – кандидат технических наук, доцент Российского государственного гидрометеорологического университета.
Аннотация: В статье авторы рассматривают основные конституционные реформы, происходившие в России с XX по XXI век. Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 г. V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. Конституция ознаменовала переход от капитализма к социализму, в ней была закреплена диктатура пролетариата. В 1936 г. была принята Конституция СССР, а в 1937 г. – Конституция РСФСР. В 1977 году была принята Конституции СССР, а в 1978 году – Конституция РСФСР.
В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер, одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной ветвей власти.
Бюллетень для голосования
Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооружённого столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета.
Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.
Проектов новой Конституции было подготовлено много.
Он также устанавливает принцип разделения властей, при котором Президент возглавляет исполнительную власть независимо от законодательной и судебной ветвей власти.
51-я статья гарантирует, что полномочия президента используются на благо нации, защищая права и свободы ее граждан. Он способствует прозрачности, подотчетности и противодействию потенциальному злоупотреблению властью, защищая демократическую структуру.
С момента своего принятия в 51-ю статью Конституции были внесены важные поправки, отражающие изменения в политическом ландшафте и общественных требованиях.
Форма государства была закреплена в 1 ст. Конституции РФ: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Конституция РФ 1993 года отразила новую концепцию прав человека, основанную на общепризнанных нормах международного права и международных договорах.
Россия постепенно, стала возрождаться, стал формироваться и укрепляться внешний и внутренний суверенитет. Авторы считают, что основная заслуга принадлежит нашему президенту, В.В.
Путину [10]. Авторы родились, учились, работали, занимались и занимаются наукой как при советской власти, так в современной России. У каждого периода исторического развития страны есть свои достоинства и недостатки.
Решения и распоряжения президента также должны быть скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра, что обеспечивает коллективное принятие решений и подотчетность.
51-я статья Конституции Российской Федерации имеет первостепенное значение, поскольку обеспечивает стабильность, эффективное управление и верховенство закона в стране. Он определяет роль и обязанности Президента, что имеет решающее значение для функционирования исполнительной власти.
Предоставляя определенные полномочия и вводя проверки, эта статья гарантирует, что президент осуществляет власть в определенных границах, предотвращая авторитарное правление и способствуя демократическим процессам принятия решений.
Впервые в истории человечества было создано социалистическое общество».
Экономическая система СССР развивалась на основе коллективной и государственной собственности, собственности советских граждан, Социальную основу СССР составлял нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. В Конституции появляется и интеллигенция как класс, которая ранее считалась прослойкой в обществе, и не пользовалась почти никакими правами.
В стране стали развиваться государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.
В октябре 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил экономическую программу (программа «Шоковой терапии»). Основная цель данной программы, которую возглавил Е.Т.
В этом документе регламентируются основные положения юридической, политической, социальной и экономической жизни страны. В большей части современных государств имеется конституция, утвержденная парламентом или референдумом.
На основе этого документа создаются все другие законы.
В истории России было немало попыток создать конституционный строй. Ещё в XVII веке власть Василия Шуйского была ограниченакрестоцеловальной записью.
В XVIII веке Дмитрий Михайлович Голицын хотел ввести в России конституционную монархию, чтобы ограничить власть Анны Иоанновны. Так возникли “кондиции”, которые изменяли порядок престолонаследования, но им не суждено было долго просуществовать, потому что вскоре их действие прекратилось, а люди причастные к его созданию, и члены Верховного тайного совета были репрессированы. Император Александр I хотел ввести принять конституцию, но вскоре передумал.
Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/read?id=348895 (ЭБС Знаниум).
2018. №8.
С.103-106.
Судариков. 2019. С.155-162.
Данные изменения выделены в таблице цветом.
Статья 136 Конституции гласит:
Поправки к главам 3—8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Поправки в главы 3—8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.
При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. Для изменения же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции в соответствии со ст. 135 гл. 9 Конституции.
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную думу. Если это предложение будет принято Государственной думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе.