С помощью методов экспертной оценки и экстраполяции полученных данных составляется прогноз вероятной емкости рынка. На последнем этапе суммируются показатели величины емкости рынка, присутствующие в данный момент времени, и потенциал компании, планирующей вход в конкретный сегмент.
Полученная оценка емкости рынка является важнейшим параметром для принятия управленческого решения о размещении бизнеса в определенной хозяйственной нише.
Если в ходе исследования выяснилось, что возможные и фактические показатели существенно отличаются друг от друга, то можно рассматривать вариант успешного размещения бизнеса в выбранной нише.
Что управленцу скажет такое положение вещей? – необходимость инвестировать стабильный доход от продаж в разработку нового продукта или даже бизнеса.
Резюмируем: емкость рынка – это то количество продукта, которое может быть фактически реализовано на четко определенном рынке в конкретный отрезок времени. Емкость может быть по временному признаку
И по территориальному признаку, соответственно, локальной и нишевой.
Размер рынка в объемном выражении выражении (в тыс. л)Емкость рынка за период N (единицы объема – тыс.л) = Численность целевой аудитории рынка (в тыс. чел.) * норма потребления товара за период N (в шт.) * средний объем 1 упаковки товара (в единицах объема – литр)
Более подробно пример расчета емкости рынка по методу «снизу-вверх» вы можете прочитать в нашей статье «Наглядный пример расчета емкости рынка с шаблоном в Excel»
Метод предполагает определение размера рынка на основе данных внутренних продаж всех игроков рынка за расчетный период (при невозможности охватить всех игроков – достаточно взять только крупных, составляющих 80-90% продаж рынка).
Формула расчета емкости рынка при подходе «сверху-вниз» выглядит следующим образом:Емкость рынка = Сумме продаж всех компаний на рынке, выраженных в ценах продажи покупателю (т.е.
В большем масштабе пригодятся данные по объему производства и импорту определенных товаров.
5.
Это позволит рационально распределить маркетинговые усилия между центрами продаж товара.
Расчет потенциальной емкости рынка
Рассмотрим возможные варианты на примере: в Воронеже проживает большее количество любителей-собаководов, чем в Тамбове, соответственно, этот показатель станет ключевым для продавцов сухого корма.
Расчет потенциальной емкости товарного рынка в структуре B2B осуществляется с помощью простого сложения количества всех потенциальных покупателей интересующего продукта. Таким образом, между потенциальной емкостью и потенциальным объемом продаж можно поставить знак равенства.
Расчет для B2C не так прямолинеен, так как требуется учесть еще один показатель — индекс покупательной способности.
Емкость рынка (market size) – размер рынка определенного товара или услуги, выраженный в совокупном объеме продаж товара за расчетный период; или общий спрос на категорию товаров, выраженный в покупательской способности населения. Часто в маркетинге вместо понятия «емкость рынка» используются его синонимы: размер и объем рынка.
В данной статье мы расскажем все о понятие «емкость целевого рынка»: рассмотрим термины «потенциальная, фактическая и доступная емкость рынка»; расскажем об основных показателях, которые используются для определения размера рынка; опишем факторы, влияющие на емкость рынка сбыта; а также опишем существующие методы расчета, оценки и прогнозирования емкости рынка.
Теперь необходимо приблизить эти цифры к коммерческим реалиям.
Продолжаем разбирать на примере ёмкости рынка услуг кабельного телевидения в конкретно взятом городе. Определяем целевую аудиторию услуг кабельного ТВ (опрос, статистика, наблюдения) и приводим ее к определенному размеру.
Скажем, по результатам проведённого опроса, вы видите, что 45% от всех респондентов, проживающих в зоне вашего покрытия (город N с 106 000 домохозяйств) пользуются или желают пользоваться кабельным телевидением: (106 000/100)*45= 47 700 домохозяйств – количественный показатель вашего рынка, на котором действуют все ваши конкуренты.
В случае с нашим примером, таким периодом является месяц (абонентская плата).
В каждом методе работает универсальное правило: если рынок разбит на несколько сегментов или суб-рынков, то иногда проще рассчитать емкость каждого суб-рынка и затем сложить, получив емкость всего рынка.
Метод «снизу-вверх» является самым распространенным способом расчета объема рынка. Он определяет емкость рынка с точки зрения текущего уровня спроса. Емкость рынка по методу «снизу-вверх» равна сумме всех ожидаемых покупок товара целевой аудиторией за расчетный период (на практике принято рассчитывать годовую емкость рынка).
Формула расчета
Если вы хотите оценить объем целевого рынка с помощью метода «снизу-вверх», то вам пригодятся следующие 3 формулы расчета емкости рынка:
Тип емкости рынкаФормула расчетаРазмер рынка в количественном выражении (в тыс.шт)Емкость рынка за период N (тыс.шт) = Численность целевой аудитории рынка (в тыс.
Статья дает полную наглядную информацию о том, как и для чего рассчитывается емкость рынка, содержит теоретическую и практическую информацию для самостоятельного расчета.
Далеко не все предприниматели, к сожалению, отдают себе отчет, что развитие любого бизнеса требует аккуратного и прицельного стратегического подхода. Принятие решений вслепую может привести к ощутимым финансовым потерям, излишкам производства или недополученной прибыли, снижению конкурентоспособности и как крайний вариант – разорению фирмы. Одним из основных инструментариев для принятия управленческих решений служит знание о структуре и конъюнктуре рынка, его емкости.
Приведем примеры.
Скажем, вы продаете товаров на 200 000 руб/мес, а вместе с вашими конкурентами – на 800 000 рублей.
Давайте рассмотрим существующие виды емкости рынка.
Выделяют три вида емкости рынка: потенциальная, фактическая и доступная.
Какой % всех потенциальных потребителей рынка использует этот вид щеток? Данный показатель носит название «пенетрация категории».
Для оценки доступной емкости рынка, компания уточняет показатели не для всей аудитории рынка, а только для своего целевого сегмента, которым, например, является молодые потребители в возрасте 20-40 лет.
Для того, чтобы рассчитать емкость целевого рынка, необходимо сперва собрать необходимую информацию с помощью маркетинговых исследований рынка, а также определить принципы расчета емкости.
Для наглядности рассмотрим следующую ситуацию: производство школьной формы. В качестве факторов, влияющих на процесс расчета, можно выделить следующие моменты: численность детей школьного возраста, средний уровень дохода на семью с детьми, доля расходов на одежду данной категории. Коэффициенты должны иметь такой вес, чтобы в сумме давать единицу.
Совершенно ожидаемо, что в разных регионах значения заданных критериев будут отличаться, а значит, и результаты окажутся неодинаковыми.
Основными источниками являются: