По объему прав и обязанностей учредители общественных объединений в лице физических и юридических лиц равны.
В качестве членов общественных объединений выступает физические и юридические лица в лице общественных объединений, заинтересованные в совместном решении вопросов и задач общественного объединения согласно нормам устава. Членство оформляется заявлениями или иными документами, которые позволяют учитывать их количество с целью обеспечения равноправия членства данного объединения.
Члены общественных организаций наделены равными правами в отношении избрания или реализации пассивного избирательного права по отношению к руководящим и контрольно-ревизионным органам общественного объединения.
Обще́ственное движе́ние в юриспруденции — организационно-правовая формаобщественных объединений. Обычно общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по различным социально значимым вопросам.
В Российском законодательстве общественным движением «является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения»[1].
Правовое положение общественных движений в Российской Федерации закреплено Федеральным законом «Об общественных объединениях».
QD°�-bP�Lٖ�Bݚ���%ˡo�:dE��Jmi��47�E��h��zd]�����z١�Z��������!.��B�����7�:ͻė�{�kz�Aη��?�2��4�v��0��%�}����Y���lF�B�AQ�[���!��kC�嵡����EG�[�ǬV���YN�|X��r�C�I�]��0��_ȏ�5r/���q�@���8V!��b�p=�q٩%À� ��B���ܮ�jR��”�![R�ԇ�(�,���r)aUJW�S�^�lc;�=l�r�S���)�G�(/Fؔ�֬G֬�9֬��,��n��3N �&�s�z�e�5A�����D���My�z]z�:�2�:G�rj���”�]]Q�vr��u�uK�M�ųh�xŚ ^��(߬��7��/P�/P�3�@�kRy�����(8���ðG�Q�e��V�s����\h1Ǒ�LIu+�ncéW�8�Ԭ��<��Y�5�DkL���Vej��6o�Q�Gc���Eg�?*L��r�Wy�w��(y�w���Kk�L”�d�s��l�g#�kAP��”�dw��Sj_E-^�`*W�J��%�\���϶ڄY֊�Lkm���-�� 3l#�tۡ(��?�z��j�jy�O-~�O-�.q}_�{�D��^d���J��1���*�8P^%� Dq��״6����*��� [���*~����k�i�~�c+/ձ;2�1Õ�”$��������ʞE�*�r_q����,2�lG�qo�g����k|����:ֽMʯK���J�5�tպ��Lw3�mOssR\v�Ե�#qm`�vu��v� [�f�t�f��o���?���]�3Vr�7���I�:��< }�f�m�����N��� �|��q�kN$4���’��hR��Gu�GE]�q�;��p�”�*��\Df’��r�k���nf����7D��(0(“�������eV��ڶ���{��i��lw˲mM������r���{?��y�����#�M������ٳ”��Dޒ���.
В перечень включены:
Общественные структуры вправе вступать в альянсы и союзы. Крупное объединение, созданное в рамках некоммерческого партнерства, вправе иметь филиалы и представительства на региональном уровне.
Собрание учредителей общественной организации уполномочено принимать решение о реорганизации юр.
лица в автономную структуру или фонд.
НПО не проводят коммерческую деятельность, поэтому для денежного обеспечения своей работы они собирают пожертвования. Для примера НПО можно назвать Московскую Хельсинкскую группу.
Самыми известными примерами «международных неправительственных организаций» (МНПО) могут быть названы такие МНПО, как Врачи без границ, Международная амнистия, Гринпис, Римский клуб, Международная хельсинкская федерация по правам человека, Human Rights Watch[2][3].
373 МНПО и 24 неправительственных фонда сотрудничают с Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)[3].
Также существует термин некоммерческая организация (НКО) — это организация, которая создаётся и действует не для извлечения прибыли[4].
Термин имеет юридический смысл — в статье 8 Федерального закона от 19 мая1995 г.
Понятие неотчуждаемости членства в общественной организации
Конституционные положения, в частности – ст.13 и 30, гарантируют право на объединение неопределенному кругу лиц. Использованный законодателем термин «каждый» позволяет причислять к числу обладателей права на объединение и юридические лица.
Содержание ст.
123.1 ГК дает основание утверждать о наличии у всех заинтересованных лиц права по своему усмотрению инициировать, прекратить или восстановить свое членство в общественной организации. Этим, думается, обусловлен императивный запрет на отчуждение членства в общественной организации или связанных с ним прав (права голоса, права на получение безвозмездных услуг), в том числе – одному из действительных членов этой организации.
Для понимания причин неотчуждаемости членства в общественной организации важно помнить о ее предназначении.
Осуществление надзора за деятельностью общественных объединений и организаций возлагается на прокуратуру Российской Федерации. Также контроль в отношении общественных организаций осуществляется органами, которые принимают решение относительно государственной регистрации этих организаций.
Этот контроль направлен на обеспечение соответствия деятельности общественных организаций целям, закрепленным в их уставах.
ФЗ «Об общественных объединениях» говорится:
«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».
Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание.
Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, и при наличии оснований, свидетельствующих о неполноте и (или) недостоверности указанной информации либо о том, что общественное объединение не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства Российской Федерации, сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данного общественного объединения или решение о его включении в реестр, предусмотренный частью 1 статьи 5 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ “О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием”, по запросу указанного органа или по собственной инициативе.
(см. текст в предыдущей редакции)
Часть пятая утратила силу. – Федеральный закон от 05.12.2022 N 498-ФЗ.
(см.
Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения или решение о его включении в реестр, предусмотренный частью 1 статьи 5 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ “О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием”.
(см.