Система премирования — это не только внутренний нормативный акт организации, но и полезный инструмент менеджмента, при помощи которого работодатель управляет. В зависимости от применяемого вида системы премирования, в ней учитываются многие параметры:
Система премирования — не обязательный акт на предприятии, т.к. по нормам ТК премия – это стимулирующая выплата, которую работодатель вправе (но не обязан) выплачивать своим работникам, с целью поощрения за добросовестный труд, выполнение и перевыполнение установленных норм выработки и прочие показатели.
Если у организации есть финансовая возможность и принимается решение выплачивать сотрудникам премии, есть 2 способа закрепить условия выплаты премии:
1. Включить их в трудовой договор — наиболее применим, если условия выплаты премии простые (например, устанавливается дополнительный % от оклада работника). Но этот способ не самый правильный и удобный для работодателя, т. к. процесс изменений в систему премирования осложняется из-за необходимости получать согласие работников.
2. Принять отдельный локальный акт. Называться он может по-разному: Положение о премировании, Система премирования или по-другому, как решить работодатель, это никак нормативно не регламентируется.
Отдельный локальный акт рекомендуется разработать, если размер и порядок поощрения сотрудников зависит от нескольких показателей или условий, рассчитывается по специальной формуле, по бальной системе или иным способом.
Такой способ закрепления условий премирования наиболее приемлем и удобен при любой системе премирования, т. к. имеет множество преимуществ как в процессе использования (применения), так и в тех случаях, когда необходимо изменить или пересмотреть эту систему частично или полностью.
Мнение Роструда по вопросу, в каком документе должна содержаться система премирования, читайте в системе КонсультантПлюс. Чтобы открыть материал бесплатно, подключите пробный доступ к системе КонсультантПлюс на 2 дня.
Система премирования редко бывает простой. Как правило, она включает в себя различные элементы, которые учитываются при выплате премий:
1. Индивидуальные или групповые показатели: зависит от того, как определяются такие показатели и результаты труда:
2. По времени выплаты премии: по результатам работы за месяц, квартал, год или иной период.
3. По периодичности премирования:
4. По порядку определения размера выплат:
5. По источнику выплаты премии:
В крупных компаниях часто применяются сложные виды систем премирования:
Чтобы система премирования была эффективной и применимой на практике, важно учесть при ее разработке все элементы:
Качественную систему премирования невозможно разработать без подготовительных действий и проведения анализа деятельности предприятия. Существует следующий алгоритм поэтапной разработки системы премирования:
Для начала установите:
Для проведения такого анализа пригодятся следующие документы или сведения:
Анализ для составления системы премирования может проводиться несколькими специалистами – каждый по свой зоне ответственности. Например, бухгалтер анализирует финансовое состояние; юрист- условия в текущих документах; начальники отделов — текущие показатели и планы и т. д.
На основе анализа, проведенного на 1 этапе, возникает общее понимание деятельности компании и ее ценностей. Из этого несложно вывести основные принципы премирования:
Эти и другие принципы нужно расставить в порядке приоритетности и важности для компании. Например, в компании, работающей в сфере создания объектов искусства или творчества, приоритет отдается проявлению инициативы и творческого подхода сотрудников, тогда, как в производственной компании, наоборот, ценится точное соблюдение регламентов, инструкций, трудовых процессов.
На этом этапе выбирается тот показатель (или несколько), которые будут использоваться для оценки индивидуальной деятельности работников и их результатов, или их вклада в общий результат. Такие критерии учитываются с целью определить размер премии.
Наиболее распространенные показатели для оценки труда работников:
Есть компании, которые премируют за отсутствие вредных привычек (например, курения) или за участие (получение премиального места) в конкурсах, грантах, спортивных или иных мероприятиях.
На этом этапе можно разработать и критерии, которые применяются для уменьшения или лишения премии, например:
По законодательству такие критерии никак не регулируются и полностью зависят от усмотрения работодателя. При этом, если работодатель принимает решение лишить работника премии, такая мера не должны превращаться в штраф и затрагивать основную заработную плату.
Важно, чтобы критерии и порядок их применения были понятны сотрудникам, иначе, вместо положительной мотивации у них формируется недоверие и отрицательное отношение к решениям руководства.
Выделить отдельные критерии или условия премирования недостаточно. После этого необходимо разработать порядок применения показателей.
Например, если в системе премирования устанавливается такой критерий, как выполнение плана, должны быть также определены:
Также, на этом этапе нужно выбрать способ начисления и выплаты премии:
Не мало важно учитывать финансовые возможности предприятия и их изменения. Иначе, может сложиться такая ситуация, когда по системе премирования работники полностью выполнили необходимые требования и организация должна выплатить им премию, но свободные денежные ресурсы для этого отсутствуют.
При разработке системы премирования с 1-го по 4-й этап могут участвовать различные специалисты: экономист, бухгалтер, руководители различных отделов, сотрудники отделов контроля и пр.
После того, как они выберут и продумают все элементы системы премирования, систему необходимо оформить в отдельный ЛНА, с соблюдением требований к таким документам. Выполнить это может юрист, кадровый специалист или иной работник, который занимается разработкой и оформлением ЛНА предприятия.
Систему премирования нужно скомпоновать по разделам (главам, статьям, пунктам и пр.). Так документ становится более понятным и в него проще вносить изменения, если это потребуется в дальнейшем.
Например, в готовом документе могут быть следующие разделы:
1. Общие положения — содержит цели организации, принципы системы премирования, отдельные понятия или термины, которые используются в тексте, ссылки на нормативно-правовую базу и другие общие моменты.
2. Система премирования — содержит указание на применяемые виды премирования, нормативное или экономическое обоснование их применения (внутренние нормативы компании, планы и пр.), источник выплат и др.
3. Порядок организации по каждому отдельному виду премирования – например:
В эти разделы включаются все критерии, детали, особенности расчета премии и их выплаты. Этот раздел должен быть очень подробным, детальным, понятным. Допускается включать в него таблицы, графики, формулы, примеры, для максимального разъяснения.
4. Порядок выплаты премии – содержит разъяснения по организационным деталям: кто начисляет, на основании какого документа, в какие сроки и пр.
5. Заключительные положения. Этот раздел содержит указания о порядке применения системы премирования, внесения в нее изменений, срока действия и пр.
Используйте его в качестве основы, добавляйте нужные пункты и убирайте лишнее, учитывая особенности работы вашего предприятия.
Готовый документ, содержащий систему премирования, должен быть утвержден руководителем организации. Чаще всего для этого издается приказ. Также, на первой странице иногда выделяют отдельные графы, в которых указывается: «Утверждено, директор ООО «____», подпись и дата.» Если в компании применяется печать, подпись руководителя скрепляется печатью. Такое оформление повышает степень доверия к нему со стороны работников.
Важно! Если на предприятии действует профком или аналогичная организация представителей работников, необходимо согласовать с ними проект системы премирования до ее утверждения и применения.
После утверждения системы премирования, ее содержание нужно довести до сведения всех работников. Это делается способом, который применяется в отношении иных ЛНА, инструкций или положений. Работники знакомятся с Положением и ставят свою подпись, ФИО и дату ознакомления:
Порядок ознакомления работников с документом о системе премирования можно организовать различными способами:
Редко, когда нормативный документ составлен идеально, не требует доработок и изменений.
Система премирования также должна быть проверена в практической деятельности компании. Очень полезно организовать прием обращений руководителей отделов и сотрудников по вопросам применения премирования. Именно сотрудники в своих сообщениях могут указать на недочеты, которые не были замечены при разработке документа.
Также, важно оценивать изменение динамики показателей работы после применения системы премирования:
Рекомендую поручить отдельному специалисту выполнение действий по адаптации системы премирования к фактической деятельности организации. Такие обязанности могут быть временными, но желательно наделять сотрудниками этими обязанностями на основании отдельного приказа или внести изменения в должностную инструкцию такого специалиста.
***
Итак, премирование удобнее для всех производить не произвольно, а по определенной системе. Выберите систему премирования, закрепите ее в локальном акте предприятия, и вы сразу снимете у работников претензии к размеру, наличию или отсутствию премии.