Будет интересно

От чего зависит выбор окончания глаголов прошедшего времени

от чего зависит выбор окончания глаголов прошедшего времени

Выделите окончания, сверху напишите род.

Взаимопроверка

  1. Итог урока.

«Блиц – опрос» (дополните фразу)

Слайд 8.

Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания __ во________________числе.

Слайд 9.

Суффиксы -л- и -ть- служат для образования ______________________ и называются ___________________.

Слайд 10.

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________ .

– А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.

От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

Выбор окончания глагола в прошедшем времени зависит от рода и числа слова, с которым связан данный глагол

Какие окончания имеет глагол прошедшего времени?

Ж.Р.


ТАБЛИЦА.

– Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени».

(Дети составляют опору)

ходить – ть + л + = ходила

– Ещё раз посмотрите на глаголы в неопределённой форме и в форме прошедшего времени.

Как по-вашему, нужно ли включить суффиксы -ть- и -л- в основу?

Служат ли они для образования новых слов? (Нет)

Что изменяется при подстановке этих суффиксов? (Форма слова).

Докажите. (Неопределённая форма глагола изменилась в форму прошедшего времени)

– Как называются суффиксы, которые служат для образования слов и как те, которые служат для образования формы.

суффиксы, образующие слово – словообразующие

суффиксы, образующие форму – формоообразующие

– Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет? Почему?

  1. Письмо по памяти

Упр.3.

От чего зависит выбор окончания глаголов прошедшего времени

– Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.

  1. Словарная работа

«Одинокая яркая звездасверкала над лесами и отражалась в глубине озер» Паустовский

Найдите в этом предложении глаголы?

Охарактеризуйте эти слова по образцу:

ВИД, НАКЛОНЕНИЕ, ВРЕМЯ, ЧИСЛО, РОД

несов.вид, изъявительное наклонение (в предложении говорится о действии так, как будто оно происходит на самом деле) прошедшее время, ед.чис., женский род

Какая орфограмма в слове сверкать?

Подберите проверочное слово.(Это словарное слово)

В словаре Ожегова дается объяснение слова так:

«Ярко блестеть, сияя переливчатым светом»

– Подберите синонимы к слову сверкать.

(Светить, сиять, блестеть, искриться)

  1. «Открытие» нового знания.

На доске записаны предложения со словом «сверкать».

От чего зависит выбор окончания глаголов прошедшего времени по родам

Закончите предложения.

Действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 1 спряжения, имеют суффиксы __________________________.

Действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 2спряжения, имеют суффиксы _______________________.

Запомни!

Нельзя образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.Обратите внимание!

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом –вш- сохраняется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола:

Засеять – засеял – засеявший.

Обидеть – обидел – обидевший.

IV. Применение.

От чего зависит выбор окончания глаголов прошедшего времени 7 класс

Урок русского языка в 4-ом классе по программе УМК «Начальная школа XXI века» на тему «Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени»

Автор: Алёшина Ольга Юрьевна

Организация: МБОУ Гимназия № 16

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Цель урока:создание условий для формирования навыков исследовательской деятельности на уроке.

Задачи урока:

– наблюдать за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени, отрабатывать написание окончаний глаголов в прошедшем времени;

– закреплять ранее изученные орфограммы;

– отрабатывать правописание словарных слов.

Оборудование:учебник, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки.

Ход урока

I.

Какой формообразующий суффикс выделили?

  1. Словарно-орфографическая работа в группах.

От глаголов неопределенной формы образовать глаголы прошедшего времени.

Неопределенная

форма

Единственное число

Множественное число

Женский род

Средний род

Мужской

род

Веять

Таять

Строить

– Какую букву написали перед формообразующим суффиксом -л-? Какое окончание использовали? Выделите основу глаголов.

-Сделайте вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени.

(Формулировка правила учащимися.)

Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе.

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.

ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ

НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Цели:познакомить учащихся с образованием страдательных причастий настоящего времени; учить находить изучаемую орфограмму в тексте; определять написание суффиксов-ом- (-ем-), -ым-(-им-);продолжать работу по развитию речи учащихся с использованием страдательных причастий настоящего времени, раскрепощая мышление, развивая чувство юмора.

Ход урока

I. Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

  1. Сначала записать предложения с действительными причастиями настоящего времени, затем – с действительными причастиями прошедшего времени.

Один учащийся от группы (ряда) отвечает.

Поднимите глазки вверх, опустите их вниз, посмотрите влево, вправо, назад. А теперь посмотрите на меня.

П. Интеллектуальная разминка

Демонстрация слайда.

1.

Существительное – это

2. Прилагательное – это…

З. Глагол – это…

4. Существительное, прилагательное, глагол – это…

5.

Служебные части речи – это…

6. Что есть и у существительного, и у растения, и у зуба? (Корень.)

7. К какому склонению относится существительное – ответ на загадку: «Зимой и летом одним цветом?».
(Сосна, ель, ёлка.)

8. Чему равна сумма склонений существительных зима и лето? (3.)

III.

Весь длинный день мальчик трудился: ловил рыбу, набирал ягоды, собирал душистое сено.

– Какой текст соответствует теме нашего урока? (Второй.)

– Почему? (В нём все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.)

– Какой глагол из текста можно употребить с существительным путешественники? Аргументируйте. (Отправились. Окончание глагола совпадает с окончанием существительного.)

– Какой глагол или глаголы можно употребить с существительным заяц? Почему? (Трудился, ловил, набирал, собирал.
Окончания глаголов совпадают с окончанием существительного.)

– Чего не хватает у нашего текста? Какие признаки ещё должны быть? (Заголовок.)

2.

Нет.

Глаголы придают предметам движение, действие.

Нет.

Записывают число, классная работа.

Выполняют упражнение.

Солнце грело, всё грело и грело.

Дождик падал, гулял ветерок.

И малина взяла да поспела

Точно- точно в положенный срок!

Грело-пр.время,ед.число, падал-пр.вр,ед.ч.,гулял-пр.вр.,взяла-пр.вр.,ед.ч.,поспела-пр.вр.,ед.ч.

Солнце (что делало?) грело.

Дождик (что делал?) падал.

Ветерок (что делал?) гулял.

Малина (что сделала?) взяла, поспела.

-суффикс Л

Образует форму прошедшего времени.

Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени.

Построение проекта и выхода из затруднения.

Личностные:умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные:умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные:контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

V.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *