Будет интересно

Правообразующие неправообразующие международные договоры

правообразующие неправообразующие международные договоры

Под международной межгосударственной (межправительственной) организацией (ММПО) понимается объединение государств, которому присущи следующие признаки: договорная основа организации, т.е. международное соглашение государств о создании организации, определяющее ее функции и полномочия; наличие постоянных органов; подчиненность ее учреждения и деятельности международному праву.

Правосубъектность международных организаций происходит из общего критерия субъекта международного права, хотя и имеет свои специфические особенности, что проявляется в происхождении, характере, объеме и способе прекращения ее правосубъектности.

Посредством международных договоров определяются взаимные права и обязанности в самых разных областях (экономике, политике, культуре, науке и т.д.). В основе любого международного соглашения лежит принцип – «договоры должны соблюдаться». Речь идет не просто о формальном исполнении, но и его качестве – добросовестности.

Другим принципом, лежащим в основе права международных договоров, является принцип равенства сторон и принцип ответственности за нарушение договора.

Субъект международного прав обладает правоспособностью заключать договора международного характера. Кодификация права международных договоров представляет собой приведение норм международных соглашений в общую согласованную систему на основе общепризнанных принципов.

Правообразующие неправообразующие международные договоры

Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д.

Заключение международных договоров

Стадии заключения международных договоров

  • выдвижение договорной инициативы,
  • подготовка текста договора,
  • принятие текста договора,
  • установление аутентичности текстов договора на разных языках,
  • подписание договора
  • выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Способы выражения согласия

  • подписание
  • обмен документами (нотами либо письмами)
  • ратификация
  • утверждение
  • принятие
  • одобрение
  • присоединение
  • подтверждение

Парафирование

Парафирование (от фр.

по форме договора

  • письменные
  • устные

по времени действия

  • бессрочные
  • срочные
  • краткосрочные

по пространству действия

  • региональные
  • универсальные

Форма и структура международных договоров

Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.
Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части.

Парафирование состоит в том, что уполномоченные ставят под текстом договора не свои подписи и печати, а лишь параф — росчерк, часть фамилии или инициалы каждого из них. Иногда инициалы ставятся не только в конце текста, но и на каждой странице[3].

Парафирование означает, что согласование и редактирование договора закончены, и выработанный текст одобрен уполномоченными. Юридическое значение парафирования состоит в том, что оно связывает подписавших лиц обязательством считать переговоры по конкретным частям или по тексту в целом законченными.

Тем не менее, парафирование не создаёт юридически обязательного согласованного текста, то есть оставляет возможность внесения изменений[4].

Парафирование не является обязательным этапом заключения договора; подписание уже оформленного и согласованного договора может быть отложено без парафирования.

Многосторонний договор, как правило, вступает в силу после сдачи на хранение депозитарию (министерству иностранных дел определенного в договоре государства либо секретариату соответствующей международной организации) документов о выполнении внутригосударственных процедур определенным числом государств. Впоследствии он вступает в силу для каждого следующего государства после сдачи им таких документов.

Различают «договоры-контракты» и «договоры-законы». Первые устанавливают взаимные обязательства сторон. Вторые устанавливают общие правила поведения, которые не основаны на взаимности.
Типичный пример таких «договоров-законов» — договоры о правах человека.

  • Венская конвенция о праве международных договоров (1969 год): международный договор предстает как средство мирного взаимодействия между странами, независимо от их социально-политических различий; раскрываются основные вопросы договорного права, в том числе заключение, разрешение споров и т.д. Это основной источник права договоров;
  • Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 год): регламентация правопреемства, в основном при участии в многосторонних соглашениях;
  • Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями (1986 год).

Согласно Конституции РФ международные договора являются составной частью правовой системы России, поэтому если в международном договоре установлены иные правила, чем в законе РФ, то применяются нормы международного договора.

Ратификации подлежат договора, если сами договаривающиеся стороны это предусмотрели. Кроме того, ратифицируют договора, затрагивающие такие вопросы, как территориальные разграничения между государствами, разграничение экономической зоны, права и свободы человека, по вопросам обороноспособности государства, в том числе разоружению, договоры о коллективной безопасности, участие в межгосударственных союзах.

Последняя стадия – регистрация и опубликование договора. Для регистрации международные договора отсылают в Секретариат ООН, так устанавливается преграда для создания тайных договоров и соглашений.

Вполне допустима также классификация субъектов международного права и по другим критериям.

Государство, согласно концепции, закрепившейся в настоящее время в доктрине международного права и международной практике, рассматривается как образование, характеризующееся наличием совокупности следующих основных признаков: территория, население, власть и самостоятельное осуществление международных отношений.

Народ как субъект международного права должен иметь органы, представляющие его на международной арене. Примерами таких органов в разное время были ООП (Организация освобождения Палестины), СВАПО (Народная организация Юго-Западной Африки) и др.

Из данной статьи следует, что при расхождении внутреннего права (российских законов) и международного права (то есть заключённых Россией международных договоров), приоритет отдается второму. Тем не менее, каков при этом приоритет норм Конституции России — в ней явно не оговорёно. Порядок заключения, изменения и прекращения международных договоров принятых Россией регламентирует Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ, составленный с учетом норм Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.
Аналогичные законы приняты во многих странах, в частности на Украине в 1993 году, в Армении в 2000 году, в Республике Беларусь в 2008 году и т.д[7].

См. также

  • Мирный договор
  • Конвенция
  • WIPO Lex

Примечания

Литература

  • Nicolson, Harold. (1936). Diplomacy, 1st ed.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *