Поддерживайте атмосферу. Если в команде всем будет приятно работать, это увеличит шансы на успех проекта.
Чтобы сплотить сотрудников:
Позволяйте сотрудникам в рабочих чатах общаться не только на тему проекта, а в начале планерки обмениваться личными новостями.
Даже если какого-то специалиста не хватает внутри компании, никто не запрещает привлекать сторонних экспертов и нанимать сотрудников с нужным опытом и знаниями исключительно под реализацию проекта.
И чем качественнее инструменты, с которыми работают участники, тем выше производительность труда.
В управлении проектами мы рекомендуем использовать специальный софт – BPM-систему, как Projecto. В выборе такого ПО поможет наша статья “Рейтинг лучших таск-трекеров для управления задачами команды”.
Чтобы коммуникации были плодотворными, нужно обозначить единые для всех правила: кто к кому и по каким вопросам обращается, кто за что отвечает, в какое время, в каком формате, какое время реакции, где взять контактные данные и т.п.
Например, в рамках общей стратегии можно предусмотреть ежедневные и/или еженедельные встречи, доклады, обсуждения, звонки и прочее.
Руководитель должен следить за соблюдением правил и выстраивать дружелюбную среду для общения, достичь этого можно разными способами.
Пишут код, внедряют функционал, разворачивают апгрейды.
Дизайнеры. Отвечают за внешний вид продукта и пользовательский опыт. Создают удобный интерфейса, визуализируют идеи через прототипы и макеты.
Маркетологи. Придумывают рыночную концепцию продукта и продвигают его среди целевой аудитории.
Запускают рекламу, придумывают маркетинговые стратегии.
Бизнес-аналитик. Анализирует бизнес-требования и обеспечивает их выполнение в проекте. Помогает понять, какие функции продукта нужны для увеличения прибыли компании.
Тестировщики. Отвечают за качество продукта.
Следят, чтобы он соответствовал стандартам качества. Например, тестировщик может «ловить» ошибки в коде или следить, чтобы путь пользователя в интерфейсы был простым и понятным.
Опишите ТЗ клиента, общие цели и задачи, этапы, сроки, стандарты работы и критерии оценки эффективности команды. Обсудите на общем собрании все пункты из документа, ответьте на вопросы. Дайте доступ команде, чтобы каждый мог с ним сверяться.
Выберите инструменты и методологию. Если у вас проект в IT, определитесь с фреймворками — платформами с готовыми шаблонами, чтобы создавать приложения и ПО. Примеры популярных: Scaled Agile Framework (SAFe), LeSS.
Определите методологию управления, чтобы координировать кросс-функциональную команду.
Это может быть Scrum. По ней работу делят на этапы — спринты, каждый из которых длится в среднем две недели. Особенность — ежедневные встречи, чтобы обсуждать задачи и показывать итоги.
Этот метод применяют для новых проектов.
Другой пример — Kanban.
Распределение по Роберту Хогану (Robert Hogan) выделяет пять основных ролей:
В идеале команде необходима сбалансированность этих ролей, но нужно понимать, что совершенных команд не существует. Зато есть запросы под конкретную задачу или индустрию.
Например, для продавцов важно быть нацеленными на отношения и результат и менее существенны соответствие стандартам качества и прагматизм.
Проблема заключается в том, что многие сотрудники и члены команды воспринимают работу на личном уровне. Этот фактор не является отрицательным, но и делегировать обязанности или принимать на себя слишком много работы не следует, поскольку так размываются границы командной и организаторской работы с личной жизнью и межличностными отношениями.
Участники команды задумываются над методиками и инструментами работы, стремятся их совершенствовать.
В команде развито чувство ответственности, самостоятельности, поэтому дисциплина поддерживается на высоком уровне. Группа поддерживает членов команды, между ними формируются добрые и доверительные отношения.
Отношения в группе открыты, она готова встретить трудности и преграды на пути эффективной работы. Люди, выполняющие работу – уже эксперты, особенно если у членов команды уже есть опыт в решении узконаправленных вопросов и задач.
Весь процесс делят на стадии: планирование, разработка, тестирование и внедрение. Задачи помещают на доски — физическую или онлайн. Каждый этап отмечают своим цветом, чтобы показать стадию проекта. В колонках ставят статус: «Запланировано», «В работе», «На доработке». На стикерах записывают названия отчетных материалов и помещают под соответствующими статусами. Когда статус меняется, стикер переносят. Эта методология больше подходит для повторяющихся или похожих проектов.
В Битрикс24 есть разные системы планирования, в том числе Scrum и Kanban. Ставьте задачи и отмечайте важные, добавляйте в них файлы для работы, назначайте ответственных и редактируйте документы вместе с командой. Создавайте подзадачи и чек-листы, чтобы сделать работу прозрачной.
В задачи можно добавить счетчик, чтобы учитывать время выполнения.
А с другой – здесь не нужно ускорять никакие потоки и обмен (как в строгих иерархиях), в кросс-функциональных командах важен именно обмен мнениями.
Такой подход обеспечивает возможность учёта сразу всех компетенций, а не какой-то одной.
Тренинговые программы по повышению навыков групповой работы, кейсы, геймификация – все это помогает группе почувствовать себя единым целым и работать совместно.
Егор Крюнькин выделяет три ключевых фактора, от которых зависит создание эффективной рабочей группы:
Чек-листом, который поможет сформировать эффективную кроссфункциональную команду, поделилась Татьяна Ежова , консультант по оценке и развитию руководителей: