За время работы в миграционном учете я часто сталкивалась с вопросами и сложностями, возникающими у работодателей, владельцев жилья и самих иностранных граждан, о необходимости сообщать о выбытии из места пребывания в контролирующие органы. Делюсь своим опытом и объясняю, кому и в каких случаях нужно подавать уведомления и как легко и без ошибок его заполнить.
Навигация
Миграционный учет подразумевает под собой деятельность государства по фиксации следующих сведений об иностранцах:
Советуем прочитать: как вести миграционный учет в организации
Предоставлять информацию о прибывших — обязанность принимающей стороны. К ней относится:
Может пригодиться: как зарегистрировать иностранного гражданина
Но если с подачей данных о прибытии все просто — сдавать их принимающей стороне (или самому иностранцу в определенных случаях) прямо предписывает закон (см. ст. 22 109-ФЗ), то с данными о выбытии не все так однозначно. Изначально сообщать данные о выбытии иностранцев не требовалось, они снимались с миграционного учета по конкретному адресу автоматически в случаях:
Но такой порядок порождал массу проблем принимающей стороне. Я в то время уже занималась миграционным учетом, и мы нередко сталкивались с тем, что полиция ищет у нас давно выбывших, а иногда и просто сбежавших работников, т.к. мы ставили их на учет по адресу организации.
С целью навести порядок законодатель внес изменения в ст. 23 109-ФЗ и определил дополнительное основание для снятия с миграционного учета: поступление в ОВМ уведомления об убытии. Подает его принимающая сторона.
Надо или не надо «обычным» организациям отправлять сведения о выбытии принятых иностранцев — вопрос несколько неоднозначный. Но большинство экспертов сходится во мнении, что это необходимо делать, т.к. «больше бумажек — меньше проблем». Лично я поддерживаю такую же точку зрения и рекомендую не игнорировать уведомление о выбытии. Это позволит избавиться от ответственности за выбывших иностранцев и снять с себя обязанности принимающей стороны по отношению к ним.
Если приняли решение отчитываться о выбытии, то помнить следует о нескольких моментах:
Подробнее: в какой срок нужно подать уведомление об убытии иностранного гражданина
Самый удобный способ заполнения и отправки данных о выбытии — через Госуслуги. Необходимо лишь найти нужную услугу и следовать подсказкам на экране.
Начало заполнения уведомления о выбытии на госуслугах
Готовое уведомление подписывается ЭЦП. Но такая возможность, к сожалению, есть не везде. Если у вас ее нет, то придется заполнять печатную форму.
Полезно: как подписать документ электронной подписью
Вот образец ее заполнения:
Пример заполнения уведомления о выбытии
К уведомлению прикладывают копию паспорта иностранца, визы, РВП, патента (при наличии) и миграционной карты.
Готовый документ распечатывают в 2 экземплярах, подписывают «живой» подписью и везут в ОВМ лично, в МФЦ или на почту. Отправлять письмо нет нужды — документы примет оператор ОПС.
Приказ МВД России от 14.09.2020 N 641
Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9