Этот документ будет служить вашей защитой в случае возникновения споров о состоянии автомобиля или об условиях сделки.
Следуя этим рекомендациям, вы значительно снизите риски приобретения автомобиля с неприятными сюрпризами и обезопасите себя от дополнительных расходов и юридических проблем.
Мужчина приобрел подержанный автомобиль 1995 года выпуска с пробегом свыше 300 000 км.
Так как автомобиль относится к технически сложным товарам, вернуть его можно только в обозначенных законом РФ «О защите прав потребителей» случаях, а именно:
Как вернуть машину после покупки? Для начала поговорим о том, как вернуть автомобиль в салон. Для этого необходимо написать претензию в адрес администрации салона, в котором вы совершали покупку.
Составьте ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны проставить дату и подпись) как доказательство обращения. В течение 10 дней вам должны дать ответ относительно возврата. Имейте в виду, что может потребоваться проведение экспертизы.
Если эта мера не помогла, обратитесь с жалобой в Центробанк, курирующий страховые компании, а также в региональное отделение РСА. Направьте туда жалобу в произвольной форме и копию поданного в страховую компанию заявления.
Излюбленный фокус страховых компаний – отказ в приеме документов. Это не проблема, ведь заявление можно отправить почтой.
Чтобы сократить время на пересылку, сдайте письмо в то отделение, на территории которого находится страховая. Документы нужно отправлять ценным письмом с подробной описью вложения.
Если после продажи машины будете подыскивать себе другой вариант, найти и купить авто с пробегом по цене ниже рынка вы сможете через агрегатор «Автокод Поиск». Он показывает объявления сразу с нескольких крупных досок: Auto.ru, Drom.ru, Avito.ru, Auto.Youla.ru, «Автокод Объявления».
В такой ситуации крайне важно иметь на руках результаты независимой экспертизы, подтверждающей наличие указанных недостатков в автомобиле. Это станет весомым аргументом при защите ваших прав.
Расторжение договора купли-продажи автомобиля возможно при наличии значимых оснований, о которых покупатель не был извещен. Договор может быть расторгнут двумя основными способами:
Пример из практики:
Покупатель А.
Продавец автомобиля игнорирует тот факт, что ему разрешено удерживать 19% НДС только в качестве временного залога и что он должен немедленно вернуть его покупателю автомобиля при наличии определенных условий.
Причины, почему продавец автомобиля в Германии не возвращает удержанный НДС покупателю автомобиля.Существуют различные варианты возврата суммы НДС иностранному покупателю. Продавец обычно перечисляет сумму покупателю после получения подтверждения экспорта. Часто из-за неуверенности продавца и незнания им налогового законодательства, например, Закона об НДС в Германии, продавец удерживает депозит до тех пор, пока налоговое ведомство (Finanzamt) не даст разрешение на выплату НДС.
Здесь вам пригодятся копии полиса и заявления.
Также читайте: Можно ли продать автомобиль без техосмотра
В 2014 году Центробанк закрепил указания, согласно которым страховщики удерживают 23% суммы, оставшейся до окончания действия договора ОСАГО. 10% от этой суммы является комиссией агента. Еще 10% отходят на нужды страховой: открытие офисов, закупку полисов, зарплату сотрудникам, а оставшиеся 3% уходят на взносы в РСА.
Некоторые автовладельцы считают эти удержания незаконными и обращаются в суд. Бывали случаи, когда судебные инстанции вставали на сторону страхователей, которые решили досрочно расторгнуть договор ОСАГО.
В 2016 году общественник Виктор Травин подал обращение в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность инициативы Центробанка.
Расторгнуть договор купли-продажи можно по соглашению сторон (если обе стороны не против) или по решению суда. Но перед подачей искового заявления необходимо подготовиться. В заявлении должны быть указаны обстоятельства сделки, время пользования автомобилем, недостатки, которые обнаружились в автомобиле, сообщение об ущербе, требование о расторжении договора купли-продажи.
В рамках судебного разбирательства можно ходатайствовать о проведении экспертизы, которая подтвердит наличие дефектов, ставших причиной возврата автомобиля.
Если вы не специалист в механике и готовы приобрести новый автомобиль, рекомендуем обращаться в салон, а не к частным лицам.
Ниже приведены шаги, которые следует предпринять:
В процессе судебного разбирательства можно запросить проведение экспертизы для подтверждения наличия дефектов, которые стали основанием для возврата автомобиля.
Страховая премия высчитывается пропорционально дням, которые не использованы по полису, за вычетом 23%. Поэтому чем быстрее вы обратитесь в страховую, тем больше будет сумма возврата.
Совет продавцам автомобилей! Если вы продаете автомобиль и желаете, чтобы сделка прошла успешно, предъявите покупателю отчет с проверкой истории. В отчетах «Автокода» отображается пробег, ограничения ГИБДД, штрафы, залоги, техосмотры, страховки и многое другое.
Если проверка покажет долги по штрафам, оплатить штрафы ГИБДД можно через «Автокод».
Предъявив покупателю отчет с безупречной историей, вы вызовете доверие, быстрее продадите автомобиль и получите больше средств по возврату страховки. Также можно предъявить отчет сервиса проверки автовладельца.
Если продавец не хочет проводить экспертизу и признавать недостаток, вы можете инициировать ее самостоятельно.
Если этого не произошло, продавец не идет на контакт или дает ответ, который вас не устраивает, вы можете обратиться в Роспотребнадзор с жалобой. Параллельно с этим можно также обращаться в суд.
Это также возможно при выявлении существенных недостатков, только после завершения гарантийного срока нужно обращаться не к продавцу, а к производителю (если продолжает действовать срок службы автомобиля, обычно составляющий примерно 6–7 лет). Также следует учитывать, что сначала нужно предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков.
Имейте в виду, что вам придется доказывать, что брак или дефект проявились без вашего участия и вашей вины (то есть не являются последствием эксплуатации автомобиля).
Так что лучше это делать сразу.
В последнем случае первым шагом должна быть официально оформленная претензия с требованием предоставить все документы. И только если покупателю отказывают или игнорируют его требование, можно оформлять претензию относительно возврата.
В целом порядок действий такой же: направляете претензию продавцу, в которой требуете вернуть вам деньги. В течение разумного срока (например, 30 дней) он должен это сделать.
Если продавец отказывается признавать правомерность одного из оснований для возврата, можно подавать в суд.
Для расторжения договора купли-продажи должны быть действительно уважительные, весомые причины.