Текущий ремонт зданий или сооружений производится их собственниками с целью устранения мелких повреждений и неисправностей, улучшения эстетических качеств объекта. Ввиду того что выполнение работ по текущему ремонту относится к строительной деятельности, собственник здания или сооружения, привлекающий для работ подрядчика, выполняет функции заказчика. В данной публикации рассмотрим алгоритм действий заказчика при текущем ремонте подрядным способом.
Выявление необходимости проведения текущего ремонта
При проведении текущего ремонта следует руководствоваться СП 1.04.01-2021 “Ремонт и модернизация зданий и сооружений”, утвержденным постановлением Минстройархитектуры от 22.12.2021 № 106 (далее – СП 1.04.01-2021). СП 1.04.01-2021 устанавливают порядок проведения ремонта (текущего и капитального) и модернизации, в т. ч. в части выполнения сопутствующих СМР, технической модернизации зданий и сооружений различного назначения.
Решение о проведении ремонта принимается ответственным эксплуатантом по результатам технических осмотров и материалам обследования (п. 4.2 СП 1.04.01-2021).
Контроль технического состояния зданий осуществляется в соответствии с требованиями СН 1.04.01-2020 “Техническое состояние зданий и сооружений”, утвержденных постановлением Минстройархитектуры от 27.10.2020 № 64 (с изменением № 1) (далее – СН 1.04.01-2020) собственником, эксплуатирующей организацией или службой технической эксплуатации (ответственным эксплуатантом) путем проведения плановых и внеплановых (внеочередных) технических осмотров силами организации владельца или (при необходимости) путем проведения обследования специализированной организацией.
Плановые технические осмотры подразделяются на общие и частичные. При общих технических осмотрах контролируют техническое состояние здания, его инженерных систем и благоустройство в целом, при частичных технических осмотрах – техническое состояние отдельных конструкций здания, инженерных систем, элементов благоустройства. Общие технические осмотры производятся 2 раза в год – весной и осенью.
Общий технический осмотр зданий производится комиссией в следующем составе:
Также в члены комиссии включаются лица, перечень которых установлен в п. 5.4 СН 1.04.01-2020. Состав комиссии утверждается ЛПА ответственного эксплуатанта. Информация о периодичности проведения работ по техническому осмотру, обследованию, ремонту зданий приведена в приложении В к СН 1.04.01-2020.
Справочно. В приложении А.2 к СН 1.04.01-2020 приведена форма акта частичного планового и внепланового технических осмотров здания (сооружения), который оформляется комиссией и содержит информацию об мероприятиях, объемах и сроках выполнения работ для устранения обнаруженных дефектов частей здания (сооружения), конструкций и инженерных систем, которые необходимо осуществить. О том, что здание находится в удовлетворительном состоянии и нуждается только в текущем ремонте, делается отметка в акте общего планового (весеннего) технического осмотра здания (приложение А.3 к СН 1.04.01-2020).
Виды работ, относящиеся к текущему ремонту
Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений, приведен в приложении А к СП 1.04.01-2021.
Решение о невыполнении работ, указанных в приложении А к СП 1.04.01-2021, а также выполнение иных видов работ, не указанных в приложении А к СП 1.04.01-2021, принимается заказчиком в зависимости от функциональной и экономической необходимости с учетом результатов обследования и достижения целей, определенных термином “текущий ремонт” (п. 4.4 СП 1.04.01-2021).
Текущий ремонт – совокупность строительно-монтажных, пусконаладочных работ и организационно-технических мероприятий по предупреждению износа, устранению повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, осуществляемых в том числе с применением новых материалов и технологий (п. 1.83 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, далее – Кодекс).
Не относятся к работам, выполняемым при текущем ремонте, работы из приложений Б и В к СП 1.04.01-2021 (выполняются при капитальном ремонте и модернизации соответственно).
Разрешительная документация
Получение разрешительной документации на текущий ремонт не требуется. Это следует из п. 2 ст. 66 Кодекса.
Составление дефектного акта и сметной документации
Выполнение СМР по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы (п. 2 ст. 83 Кодекса).
Форма С-1 “Дефектный акт”, а также порядок ее применения и заполнения утверждены постановлением Минстройархитектуры от 29.04.2011 № 14 (далее – дефектный акт).
Дефектный акт составляется комиссией, утвержденной приказом организации, которая планирует проводить текущий ремонт. На лицевой стороне дефектного акта указываются:
наименование организации;
К дефектам относится каждое отдельное несоответствие здания (помещения), его элементов требованиям нормативной документации, в т. ч. повреждения, т. е. дефекты, образующиеся в результате климатических, механических, химических или других воздействий.
На оборотной стороне дефектного акта составляется примерный (укрупненный) перечень видов работ, предполагаемых к выполнению по результатам первичного осмотра объекта.
Перечень видов строительных работ в дефектном акте может быть примерным в части наименований работ. При необходимости в графе “Примечание” отражается дополнительная информация (например, даются обоснование соответствующих видов и (или) объемов работ, более детальная характеристика места и объема выполняемых работ). Эту информацию вносит специалист, принимавший участие в первичном осмотре объекта ремонта.
Дефектный акт утверждается собственником здания (им может являться и заказчик) или уполномоченным им лицом.
Дефектный акт служит основанием для составления сметы. Как правило, дефектный акт и смета составляются одновременно. При этом объемы работ в смете должны совпадать с объемами, приведенными в дефектном акте.
Порядок составления сметы регламентирован Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 19.04.2023 № 39 (далее – Инструкция № 39), согласно п. 4 которой при составлении сметной документации по текущему ремонту составляется только локальная смета. В локальную смету по текущему ремонту также включаются:
Гриф “Утверждаю” на форме локальной сметы отсутствует. При необходимости его можно добавить. Локальная смета утверждается заказчиком или уполномоченным им лицом.
Полномочия на утверждение указанных документов закрепляются в ЛПА организации.
Проведение экспертиз
Государственная строительная экспертизасметной документации на текущий ремонт не является обязательной при всех источниках финансирования строительства (п. 3 приложения 3, п. 11 приложения 4 к Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденному постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791).
Государственная экологическая экспертиза, стратегическая экологическая оценка и оценка воздействия на окружающую среду не проводятся на объектах текущего ремонта, так как в данном случае не разрабатывается проектная документация (ст. 5–7 Закона от 18.07.2016 № 399-З “О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду”).
Требования к подрядчику и заказчику
Согласно подп. 8.2 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450), договор строительного подряда заключается при наличии у подрядчика в штате аттестованных специалистов и документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством.
Для проведения текущего ремонта не требуется наличие (п. 3 ст. 83 Кодекса):
Следовательно, подрядчику и заказчику для осуществления работ по текущему ремонту не требуется наличие аттестатов соответствия.
Выбор процедуры закупки
Выбор законодательства для проведения процедуры закупки производится заказчиком в зависимости от нескольких обстоятельств:
Если работы производятся полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов и заказчик является получателем этих средств, то с подрядчиком заключается договор государственной закупки.
Порядок проведения государственных закупок регламентирован Законом от 13.07.2012 № 419-З “О государственных закупках товаров (работ, услуг)” (далее – Закон № 419-З) и другими актами законодательства о государственных закупках.
Если закупка работ по текущему ремонту не относится к государственным закупкам, то она относится к закупкам за счет собственных средств.
Порядок проведения закупок за счет собственных средств регламентирован постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 “О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств” для республиканских унитарных предприятий, госорганов, гособъединений, иных юрлиц, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи.
Основные требования к предмету государственной закупки
Предмет государственной закупки – товары (работы, услуги), определенные заказчиком для приобретения в рамках процедуры государственной закупки (ст. 1 Закона № 419-З).
Если для выполнения работ по текущему ремонту требуется проведение процедуры государственной закупки, то они должны быть включены в годовой план государственных закупок до их проведения.
Годовой план государственных закупок должен содержать перечень товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в текущем финансовом году.
Заказчик принимает решение о включении в годовой план государственных закупок товаров (работ, услуг) с определенным кодом по ОКРБ 007-2012 “Классификатор продукции по видам экономической деятельности”, утвержденным постановлением Госстандарта от 28.12.2012 № 83 (далее – ОКРБ 007-2012), а также формирует предмет государственной закупки.
Разъяснения о порядке формирования годового плана государственных закупок приведены в письме МАРТ от 24.06.2021 № 14-01-10/1598 К “О закупках для строительства”.
Основные правила, которыми следует руководствоваться при формировании годового плана государственных закупок:
В случае текущего ремонта в годовом плане государственных закупок допускается указывать следующую информацию:
При описании предмета государственной закупки допускается предъявлять к предмету государственной закупки только обязательные для соблюдения требования ТНПА.
Документы, представляемые для подготовки предложения, обязательно должны содержать описание предмета государственной закупки, его частей (лотов) в случае, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), а также перечень документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие предмету государственной закупки и требованиям к предмету государственной закупки.
Соответственно, в документы, представляемые для подготовки предложения и размещаемые заказчиком на ЭТП, включается вся информация о видах и объемах работ, позволяющая претенденту сформировать его цену. Поэтому предоставление заказчиком дефектного акта и сметы является оптимальным.
Порядок формирования цены заказчика, цены предложения подрядчика на работы по текущему ремонту, финансируемые полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, и государственных внебюджетных фондов, установлен Положением о порядке формирования договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ по объектам текущего ремонта, утвержденным постановлением Совмина от 01.11.2023 № 747.
Цена заказчика является предельной стоимостью предмета государственной закупки.
Формирование условий договора
Предмет государственной закупки после определения победителя устанавливается в качестве предмета договора государственной закупки на текущий ремонт.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 419-З не допускается изменение условий договора при его исполнении в части:
Ряд оснований для изменения условий договора государственной закупки предусмотрен подп. 1.8 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 “О реализации Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”.
Перечень оснований для изменения условий договора государственной закупки является закрытым. В связи с чем недопустимо включение в него товаров (работ, услуг), не предусмотренных таким договором, например, дополнительных (скрытых) работ.
Если государственная закупка не проводится, то условия заключенного договора строительного подряда формируются в соответствии с ГК, Правилами № 1450.
При этом существенные условия договора формируются по результатам проведенной процедуры закупки по перечню, соответствующему п. 10 Правил № 1450.
С 23 июля 2024 г. на выполнение строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ, в т.ч. работ по текущему ремонту, формируется неизменная договорная (контрактная) цена (п. 5 ст. 79 Кодекса).
Отчисления в фонд развития строительной отрасли
Отчисления в фонд развития строительной отрасли, установленные Указом от 06.07.2021 № 259 “О создании фондов развития строительной отрасли” (далее – Указ № 259), при текущем ремонте не производятся, так как на объекты текущего ремонта не составляется ССР, в котором должны быть предусмотрены денежные средства на указанные отчисления (п. 2 Положения о порядке формирования и использования денежных средств фондов развития строительной отрасли, утвержденного Указом № 259).
Осуществление надзора за строительством
На объектах текущего ремонта обязательно осуществляется технический надзор только в случае финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Авторский надзор не осуществляется, так как проектная документация не разрабатывается. На объектах текущего ремонта не осуществляется государственный строительный надзор.
В п. 3 Правил ведения журнала производства работ, утвержденных постановлением Совмина от 18.03.2010 № 383, регламентировано, что журнал производства работ ведется на объектах строительства (в т. ч. реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства). Объекты текущего ремонта в данном пункте не упомянуты.
Следовательно, ведение журнала производства работ на объектах текущего ремонта не требуется. Заказчик может на свое усмотрение принять решение о ведении журнала.
Оформление завершения работ
Установленный Кодексом порядок приемки объекта в эксплуатацию на текущий ремонт не распространяется.
Окончание работ по текущему ремонту оформляется распорядительным документом заказчика.
Гарантийный срок
Подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует возможность эксплуатации объекта строительства в течение установленного гарантийного срока.
На выполненные строительные работы по текущему ремонту, являющиеся предметом договора, устанавливается гарантийный срок не менее 2 лет (п. 66 Правил № 1450).
Ольга Юхневская, редактор портала “Сметное дело”