У предпринимателей, решающих заняться микрофинансированием, возникает много вопросов по поводу ведения бизнеса. Многие из них касаются экономии денег и соблюдения законов.
Расскажем в статье, как правильно вести учет микрофинансовых организаций, чтобы не возникло лишних расходов, а также претензий от надзорных органов, какие программы можно использовать для автоматизации, в каких форматах доступны решения. Ведь можно вести облачный бухгалтерский учет микрофинансовых организаций или использовать локальную версию программы.
Бухгалтерский учет микрофинансовых организаций ведется особым образом. Основной деятельностью таких компаний является выдача сумм до 1 миллиона рублей. Доходом считаются не возвращенные заемщиком средства, а проценты и пени, полученные по этим займам. Выданные деньги — это не расходы организации, а финансовые вложения.
Доходы МФО определяются в соответствии с тарифами, указанными в договорах с клиентами, и проводятся так:
начисленные по договорам проценты — дебет 7 / кредит 90.1;
полученные средства по процентам — дебет 50 (51) / кредит 76.
Один из главных нюансов учета в МФО — это учет рисков. Микрофинансовые организации ежеквартально проводят инвентаризацию финансовых обязательств для учета задолженностей. По невыплаченным кредитам на конец квартала формируются резервы, компенсирующие риски.
Резервы формируются в соответствии с суммами займов, отдельно на основную задолженность и проценты. Также резервы должны учитывать обесценение финансовых вложений и сомнительные долги. Резервы проводятся так:
обесценение вложений — дебет 91—2 / кредит 59;
сомнительные долги — дебет 91—2 / кредит 63, субсчет «Просроченная задолженность».
МФО имеют право списать безнадежные задолженности:
задолженности с истекшими сроками исковой давности более трех лет,
задолженности, невозможность возврата которых подтверждена документами от судебных приставов или государственных органов,
долги банкротов.
Списание отражается в следующих проводках:
суммы займов — дебет 91—2 / кредит 58.3;
проценты — дебет 63, субсчет «Просроченная задолженность»/ кредит 76.
В первую очередь следует учесть, что микрофинансовые организации не могут применять упрощенный режим налогообложения — они работают только по общему. МФО платят налог на прибыль, добавленную стоимость, имущество юридических лиц и взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Особые требования предъявляются к бухгалтерам МФО. Главный бухгалтер должен быть с высшем образованием и стажем в ведении бухучета, бухгалтерской отчетности или аудита не менее 3-х лет из последних 5-ти лет работы. При отсутствии высшего образования — стаж не менее 5-ти лет из последних семи.
Упростить работу бухгалтерии МФО и избежать типичных ошибок позволяют решения 1С для учета в микрофинансовых организациях. Для этого в линейке продуктов компании есть специальная конфигурация — Управление МФО и кредитным потребительским кооперативом. В ней реализуется учет для МФО в облаке или локальном формате, разрабатываются тарифы займов, оформляются документы, рассчитываются проценты, штрафы, пени, составляются графики платежей и отчетность.
Пользователям программ 1С доступны регулярные обновления до актуальных версий. При выборе облачной конфигурации вы можете также заказать ее доработку под конкретные цели. Подробную информацию обо всех возможностях настройки сервиса уточняйте у партнера фирмы «1С», с которым планируете сотрудничать.
В завершение статьи скажем лишь, что сегодня многие предприниматели выбирают бухучет МФО в облаке из-за практичности, экономичности и мобильности такого решения.
Узнайте больше об облачном бухгалтерском учете микрофинансовых организаций — свяжитесь с нами удобным вам способом.