В чем отличие действующего ныне 44-ФЗ от 94-ФЗ ранее регулировавшего сферу госзакупок? Сравнив их, мы увидим, в какую сторону развивается законодательство сферы госзакупок.
Изначально размещение заказов для государственных нужд определял закон 94-ФЗ. Он был предшественником знакомого всем закона о госзакупках 44-ФЗ. Он определял то, как осуществляется размещение заказов для государственных нужд, был основным документом. ФЗ № 44 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” вступил в действие лишь 1 января 2014 года.
Чем эти законы отличались друг от друга? Сравнив их, мы увидим, в какую сторону развивается законодательство сферы госзакупок.
Сперва сравним сферы применения.
Преимущества 223-ФЗ над 44-ФЗ
2. ограниченный перечень способов закупки;
3. на ЭТП проводится лишь аукцион;
4. ограниченный перечень случаев закупки у ЕП;
5. от заказчика требуется обязательное заключение договора с победителем.
Тогда как 223-ФЗ предполагает использование следующих правил:
1. каждый заказчик имеет свои правила и особенности;
2. заказчики могут применять различные методы закупок;
3. на ЭТП могут проводиться любые способы закупок;
4. перечень случаев закупки у ЕП заказчик может определять лично;
5.
В случае нарушений 223-ФЗ необходимо руководствоваться положениями статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ. Орган для подачи жалоб — тоже ФАС, но процедура обжалования несколько отличается.
Помимо обращений в антимонопольный орган, участник закупки может направить жалобу в порядке ведомственного контроля — в орган власти, которому подконтролен заказчик.
Считается, что по 44-ФЗ работать проще. В госзакупках, которые проводятся в рамках этого закона, все требования, процедуры и условия чётко прописаны и едины для всех.
Применять 223-ФЗ на практике сложнее.
Если документа нет в списке, то заказчик спокойно может отказаться подписывать контракт. Согласно же ФЗ-223, гарантии совсем не обязательно вносить в данный реестр.
Попасть в этот престижный перечень достаточно непросто. У банка должен быть капитал не менее миллиарда рублей, пятилетний опыт работы, а также отсутствовать претензии со стороны Банка России.
В настоящий момент в таком списке находится более 340 банков, которые имеют право (но совсем не обязательно, что они это делают) выдавать банковские гарантии. ФЗ-223 таких требований не предъявляет. Правда, здесь условия могут выдвигать уже сами заказчики.
МСП, 18% годового стоимостного объёма договоров;
44-ФЗ перечисляет все виды процедур и строго регламентирует каждую.
223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика.
СПИК (специальный инвестконтракт).
№
44-ФЗ
223-ФЗ
1Не разрешается менять важные условия контракта, если это не строительные закупки. Здесь можно поменять срок работ и их объем до 30%.
При исполнении договора можно менять количество и объем работ, а также сроки исполнения.
2По соглашению сторон, но в рамках закона, возможно изменение условий.3При наличии ошибок в протоколе контракта, заказчик и поставщик совместно создают протокол разногласий.Законом, при заключении контракта, не регулируется правило предоставления протокола разногласий.4
Контракт расторгается:
Расторжение контракта возможно, но через судебные разбирательства.
Федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44 фз) устанавливает порядок осуществления государственных и муниципальных закупок и регулирует отношения между заказчиками, поставщиками и подрядчиками.
Федеральный закон №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223 фз) устанавливает порядок осуществления закупок для определенных видов юридических лиц — государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, государственных и муниципальных учреждений, федеральных железных дорог, госкорпораций и других.
Главным отличием между 44 фз и 223 фз является сфера применения законов.
Для обращения в суд один из участников соглашения должен нарушить существенные условия соглашения.
44-ФЗ
223-ФЗ
Жалобы могут подаваться в:
Участники торгов могут обжаловать:
Подводим итог, в чем закон 44-ФЗ по госзакупкам и 223-ФЗ имеют отличия? Работа заказчиков по первому ФЗ опирается только на закон.
Нельзя менять существенные условия по ходу исполнения контракта, если для этого нет оснований, изложенных в ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ. Контракт можно расторгнуть в трёх случаях: по судебному решению, соглашению сторон или в случае одностороннего отказа.
Федеральный закон №223-ФЗ более лоялен к процедурам заключения, изменения и расторжения договора.
Правила заключения договора указываются в положении о закупке. Стороны вправе согласовать и изменить условия исполнения договора, если это не нарушает закон.
Основания расторжения договора прописываются в договоре. По закону расторгнуть контракт можно в судебном порядке, если одна из сторон существенно нарушает его условия.
44-ФЗ подробно регулирует процедуру обжалования (статья 105).
Преимущества 223-ФЗ над 44-ФЗ
Во многих случаях, решая каким законом руководствоваться, следует учитывать достоинства и недостатки конкретного закона, чтобы выбрать для себя наиболее подходящий. К основным достоинствам 223-ФЗ над 44-ФЗ можно отнести следующее:
1.
Заказчику можно самостоятельно составлять необходимые товары и услуги, которые разрешено закупить у одного поставщика. В данный список можно будет включить, к примеру, срочные незапланированные закупки.
Тогда как по 44-ФЗ закупки до 100 тысяч рублей не должны быть выше 5% от суммарных закупок за год.
2. Заказчику нет необходимости писать «или эквивалент», а также ставить параметры эквивалентности.
ФЗ содержит 65 статей, которые регулировали следующий круг вопросов: размещение заказов для государственных нужд через проведение конкурсов, аукционов (и “бумажных”, и электронных), запросов котировок; закупка у единственного поставщика, порядок обжалования действий (или бездействия) заказчика, комиссии, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора ЭТП.
При этом 94-ФЗ регулирует лишь три вида взаимоотношений с поставщиками: поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Здесь начинаются первые отличия: 44-ФЗ регулирует сферу закупок значительно больше. В нем целых 114 статей, помимо этого закон предусматривает вариативность – благодаря положениям закона, отдельные вопросы в сфере госзакупок могут регулироваться как на уровне субъекта РФ, так и на муниципальном уровне.