Автоматические трансмиссии были изобретены с целью облегчить процесс вождения для водителя, уменьшив его участие до минимума, лишь переключая направление движения. Однако часто причиной неполадок в автоматических трансмиссиях становится неправильное использование, включая чрезмерное переключение передач. Чем меньше манипуляций с коробкой передач, тем ниже риск повреждения или износа. Поэтому важно сократить количество переключений и бережно обращаться с трансмиссией. Но что означают буквы на коробке автомат?
Обозначения букв АКПП имеют стандартную маркировку, с которой водителям следует ознакомиться перед началом движения.
Берта, жена Карла Бенца, после своего турне на новом автомобиле, пожаловалась мужу на слишком маленькую тягу двигателя. Владелец автомобильной марки решил исправить ситуацию и уже в 1893 году в продажу поступил автомобиль, на котором крутящий момент передавался с помощью двухступенчатой коробки передач.
Уже вскоре механическая коробка превратилась в трансмиссию с тремя передачами, и их количество стало довольно быстро расти. К 1960 году в обороте были КПП с пятью ступенями. Сейчас в автомобилях можно встретить пяти- и шести-ступенчатые коробки передач.
Можно встретить и семи-ступенчатую МКПП, но только на спортивных автомобилях. В остальном же развитие «механики», по всей видимости, достигло своего апогея.
А если такой маневр вам все же удастся, для машины он бесследно не пройдет. С ручным переключением вы вправе сами выбирать нужную вам передачу, главное не ошибиться, и принять правильное решение.
Для более полного понимания расшифровки МКПП и принципов ее работы стоит обратиться к истории появления этого механизма. Изначально на первых автомобилях не было никаких зубчатых передач, как в современных трансмиссиях.
Передача крутящего момента передавалась с помощью цепи. Появлению же механической коробки мы можем быть благодарны супругам Бенц.
S (sport) – режим «спорт», обеспечивает переключение передач на самых высоких оборотах.
11. OD (overdrive) – функция перехода на наиболее высокую из возможных передачу. Может быть в положении «on» – включенным или же «off» – отключенным.
12. W (winter) – режим для зимы, старт с места при этом режиме осуществляется со второй передачи. В некоторых случаях вместо буквы может быть просто знак, изображающий снежинку.
13.
Е (economic) – режим экономии топлива, более плавный процесс переключения передач.
У многих инструкторов по вождению, да и не только у них, порой возникают сомнения по поводу значка I и его значения.
Такие коробки состоят из:
Но на большинство современных автомобилей устанавливается МКПП с двумя валами. В них крутящий момент передается с первичного вала на вторичный с помощью шестерен. Первый вал при этом соединен с двигателем, а второй передает крутящий момент на колесах.
Двухвальные КПП имеют меньшие габариты и вес. Такой тип устройства имеет большее КПД и позволяет развивать более высокую мощность при тех же энергозатратах.
Принцип работы механической коробки передач состоит в соединение первого и второго вала с помощью шестеренок. Эти детали разного диаметра позволяют регулировать количество оборотов колес.
Основные обозначения на АКПП
В процессе управления автомобилем водитель постоянно взаимодействует с селектором коробки-автомат. С помощью рычага он переключает режимы, меняя направление, скорость и другие особенности движения авто. Каждое положение элемента соответствует определенной букве, цифре или слову.
Они дают понять, как именно коробка передач будет работать после переключения.
Основные режимы коробки-автомат:
Чтобы крюк не сломался, активировать режим можно только после полной остановки авто с использованием тормоза. В ином случае коробку придется ремонтировать.
Переключение МКПП осуществляется с помощью рычага, который располагается по правую руку водителя в центре салона. Он находится либо на крыше коробки, либо соединяется с ней через специальный удлинитель. Второй тип рычага является наиболее предпочтительным, так как не передает вибрацию от двигателя и располагается в удобном для водителя положении.
Для того, чтобы эффективно и долго управлять автомобилем, необходимо понимать основные принципы переключения передач:
В повседневной эксплуатации этот режим не используется и предназначен исключительно для специфических операций.
Иногда трансмиссии предлагают дополнительные режимы движения, эти обозначения на коробке автомат обозначаются цифровой маркировкой 1, 2, 3. Эти режимы ограничивают количество доступных передач. В режиме 1 доступна только первая передача, в режиме 2 — только вторая, что может быть полезно, например, при трогании на скользкой дороге. Режим 3 предоставляет доступ к первым трём передачам без переключения на более высокие. Это особенно удобно при движении в гору или по пересечённой местности, где ограничение передач позволяет эффективнее использовать мощность двигателя и управлять скоростью.
Режимы 1 и 2 рекомендуется активировать на стоянке, но их можно отключить, переключив на режим D во время движения.
В процессе вы почувствуете небольшое сопротивление, ведь в этот момент под капотом вашего автомобиля происходят сложные соединения разных деталей в редукторе. Если переключение с передачи на передачу будет идти с трудом, или в процессе вы услышите скрежет, то выжмите сцепление и включите нейтральную передачу – скорее всего вы либо недостаточно нажали на левую педаль, либо в вашей машине есть какие-то неполадки.
Правильное переключение передач дает ряд неоспоримых преимуществ: мощность и КПД автомобиля повышается, расход топлива снижается, а детали остаются в целости и сохранности. Умение подбирать правильную передачу для конкретной ситуации может заметно облегчить жизнь.
Например, если вы едете в гору, ни в коем случае не стоит включать третью и, тем более, четвертую передачу.
На самом деле это не заглавная буква английского алфавита і, а прописная буква L – l, либо же цифра 1, и имеет она то же значение, что и маркировка low – замедление движения, сниженную передачу.
Вот таких нехитрым образом и расшифровываются те самые таинственные знаки на коробке передач – как видите, ничего сложного.
Автоматическая коробка передач (АКПП) обеспечивает более удобное и плавное переключение передач, чем механическая коробка. Вот как пользоваться АКПП:
1. Проверьте положение рычага: Убедитесь, что рычаг переключения коробки находится в положении “P” (парковка) или “N” (нейтраль) перед запуском двигателя.
2. Запустите двигатель: Заведите двигатель и дайте ему немного прогреться.
3.
Классический гидромеханический автомат, отличающийся высокой надежностью, поскольку технология производства совершенствуется с 1923 г (первый патент принадлежал Г. Р. Хоффману из Чикаго);
Имеет 2 сцепления и представляет собой продвинутую версию MTA. Отличается плавностью работы, поскольку четные и нечетные скорости переключаются разными дисками сцепления;
Долгое время она считалась ненадежной, но современные вариаторы с легкостью ходят несколько сотен тыс. км.
Что обозначают буквы режимы на коробке автомат – вопрос не праздный. Правильное использование дополнительных возможностей автоматической трансмиссии в различных условиях позволяет добиться максимальной отдачи от автомобиля.
Например, включение режима “L” на крутом спуске при движении с гор обеспечит интенсивное торможение двигателем без перегрева тормозных механизмов.
Однако не все перечисленные режимы присутствуют на каждой автоматической коробке передач.