Сотрудник должен выполнять на своем рабочем месте такие задачи:
Сотрудник, принятый на должность маляра, имеет такие полномочия:
Маляр во время исполнения своих обязанностей несет следующую ответственность:
Должностная инструкция, которую мы привели в качестве примера, является обобщенным вариантом. Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, существует 6 разрядов маляров. Каждый из них выполняет свои задачи, отличающиеся сложностью, поэтому для каждого будет своя должностная инструкция.
Текст справочника можно использовать для составления должностной инструкции. Также можно обратиться к профстандарту «Маляр строительный». Он утвержден приказом Минтруда РФ от 25.12.14 г. №1138н.
Обязанность по составлению документа ложится на плечи таких сотрудников, как юрист, делопроизводитель, работник отдела кадров. В небольших организациях этим занимается сам руководитель. Можно также привлечь к написанию текста непосредственного руководителя маляра — он точно должен знать, чем будут заниматься его подчиненные.
После формирования документа его подписывают сотрудник, с которым его согласовывали (например, юрист), и руководитель. Последний ставит свою подпись в графе «Утверждаю». Сам работник тоже подписывает документ при приеме на работу, тем самым подтверждает факт ознакомления с бумагой. После этого момента должностная инструкция вступает в силу.
К сведению! Должностная инструкция может быть как отдельным документом, так и приложением к трудовому договору. В законодательстве не отмечена обязательность составления документа. Ст. 57 ТК РФ гласит, что все трудовые обязанности работника можно прописать в трудовом договоре с ним, однако многочисленные письма Роструда рекомендуют использовать должностную инструкцию. Документ может быть также использован в некоторых случаях в суде, поэтому нужно отнестись со всей ответственностью к его разработке.
Утвержденного законодательством образца должностной инструкции не существует, поэтому документ можно составить в свободной форме. Однако традиционно должностная инструкция имеет 4 основных раздела, при необходимости в нее добавляют дополнительные. Рассмотрим, что нужно указывать в базовых разделах.
В нем отмечают общие моменты взаимоотношений работодателя и работника. В нашем случае необходимо указать, кто будет начальником маляра, с каким образованием и стажем работы должен быть работник того или иного разряда, какими знаниями и умениями он должен обладать, кто будет заменять маляра во время его отсутствия.
Перечень того, что должен знать и уметь маляр, будет зависеть от того, в какой сфере он работает: это может быть маляр на стройке или в автосервисе. У каждого из них своя специфика работы.
Данный раздел должен четко представить сотруднику список его рабочих задач. Важно, чтобы они совпадали с теми умениями и знаниями, которые отмечены в предыдущем разделе. Здесь можно отметить, какими методами восстановления и покраски должен владеть маляр, с какими инструментами, оборудованием и лакокрасочными составами должен уметь работать. Этот список также будет зависеть от сферы деятельности компании, от того, какой разряд и опыт работы у маляра, есть ли сотрудники на аналогичной должности, с которыми можно разделить обязанности.
Права маляра на рабочем месте обычно сводятся к следующим: получение СИЗ, необходимого оборудования, помощи от руководства, участие в деятельности компании, получение доступа к любой необходимой информации.
Раздел отмечает, какие санкции могут быть применены к работнику при совершении тех или иных проступков. Подробно о каждом из них не пишут, поскольку о мерах ответственности решают в индивидуальном порядке. Поэтому отмечают только, что наказание будет применено в порядке, установленном актуальным законодательством.
Кстати! В качестве дополнительных могут быть добавлены разделы «Условия работы», «Взаимодействие в организации» и т.д.
Должностная инструкция должна быть составлена на листе формата А4 с реквизитами компании. Документ должен содержать графу для утверждения его работодателем, наименование, текст самой инструкции и подписи принимаемого работника, руководителя, согласующих документ лиц.
Нужно формировать 2 экземпляра документа. Первый остается в отделе кадров, а второй отдают работнику. Тот может хранить бумагу на рабочем месте и в нужные моменты обращаться к ней.