Заявитель указал на необоснованность выводов контролирующего органа, зафиксированных в акте проверки NN, основанных на письме землеустроительной службы исполнительного комитета об отнесении земель, предоставленных горисполкомом для строительства объектов, к землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения. В результате контролирующим органом был сделан вывод о неправильном применении УП «С» льготы по уплате земельного налога за пользование предоставленными ему во временное пользование земельными участками, поскольку они относятся к землям указанной выше категории и подлежат налогообложению в установленном порядке.
Суд также вправе приостановить исполнение обжалуемого действия до разрешения жалобы.
В соответствии со ст. 62 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе, пользоваться в любой момент помощью адвоката и других своих представителей в суде:
Граждане и юридические лица вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. При этом личное участие в деле истца и заявителя не лишает их права иметь по этому делу представителя. В соответствии со ст.72 Гражданского процессуального кодекса представителем в суде может быть любое дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленное полномочие на ведение дел в суде.
ХПК заявитель обязан доказать, что ненормативный правовой акт не соответствует законодательству или иному нормативному правовому акту, а заинтересованное лицо – государственный орган обязано доказать соответствие изданного им акта законодательству или иным нормативным правовым актам.
Этот пример показывает, что наряду с общими требованиями, содержащимися в ст. 159 ХПК, нормы ст. 228 ХПК устанавливают специальные требования в отношении оспариваемого ненормативного правового акта, согласно которым при подаче заявления о признании недействительным ненормативного правового акта заявителем необходимо дополнительно указывать на нарушение своих прав и законных интересов и законодательные или иные нормативные правовые акты, которым противоречит и не соответствует оспариваемый ненормативный правовой акт.
Кроме того, в соответствии с частью первой ст.
.
Срок судебного обжалования
Как уже было сказано, для подачи жадобы на решение контролирующего или надзорного органа, вынесенного по результатам проверки, установлен срок в 1 год со дня вынесения такого решения.
Обратите внимание! Пропуск проверяемым субъектом годичного срока не является основанием для отказа в принятии заявления, однако служит основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Какие решения обжалуются в суд
Экономическому суду подведомственны дела о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (ст.
Данный срок не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также на требования о возмещении морального вреда.
Жалоба на незаконные действия (бездействия) может быть подана в суд в течение месяца, который исчисляется со дня получения заинтересованным лицом отказа вышестоящего государственного органа, юридического лица или должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ. В случае отсутствия обязательного внесудебного порядка обжалования жалоба подается в течение месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. В случае пропуска данного срока по уважительным причинам суд по заявлению гражданина может его восстановить.
Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если обращения не соответствуют требованиям, предъявляемых к электронным обращениям.
Анонимные обращения, то есть обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения либо указанные данные не соответствуют действительности, не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
При оставлении обращения без рассмотрения по существу, за исключением случаев, предусмотренных абзацем седьмым пункта 1 статьи 15, статьей 23 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г.
Способность своими действиями осуществлять свои права, выполнять обязанности в суде, поручать ведение дела представителю принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим совершеннолетия, и юридическим лицам, обладающим гражданской процессуальной правоспособностью.
Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела, подведомственного суду, если это необходимо для защиты прав и охраны законных интересов несовершеннолетнего, недееспособного, ограниченно дееспособного и иного гражданина, юридического лица негосударственной формы собственности, лишенных возможности самостоятельно защищать свои интересы, а также Республики Беларусь, её административно-территориальных единиц и юридических лиц государственной формы собственности.
Кодекс Республики Беларусь о земле от 04.01.1999 № 226-З (далее – КЗ). В настоящее время утратил силу.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 18.12.1991 № 1314-XII «О платежах за землю» (далее – Закон о платежах за землю).
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Проанализируем суть дела.
Предметом данного спора было материально-правовое требование УП «С» о признании недействительным решения N, принятого КГК области на основании акта проверки NN, где в качестве основания для такого признания указывались несоответствие и противоречие обжалуемого решения областного КГК законодательным или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя, которые являются фактами материально-правового характера.
В силу положений абзаца второго части первой ст.
только по ходатайству заявителя, что отличается от аналогичной процедуры ГПК, которая допускает возможность приостановления судом оспариваемого решения не только по ходатайству заявителя, но и по собственной инициативе.
Документ:
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК).
В отличие от других категорий споров, рассматриваемых экономическим судом, к рассмотрению такой категории спора, как требование о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, предъявляются особые требования.
Пример
УП «С» подало в экономический суд жалобу о признании недействительным решения N, принятого областным Комитетом государственного контроля Республики на основании акта проверки NN.
Республики Беларусь или его территориальные органы и (или) суд. Кроме того, согласно ст. 49 закона Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь” решения Советов, исполнительных комитетов и местных администраций, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан могут быть обжалованы в судебном порядке.
Таким образом, право на судебное обжалование действий (бездействий) государственных органов, юридических лиц, иных организаций и должностных лиц, по вопросам, касающимся окружающей среды, предусмотрено белорусским законодательством, в частности Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.
В суд граждане также могут обратиться с иском в защиту нарушенного права: права на благоприятную окружающую среду, права на экологическую информацию, права на здоровье и т.п.
Так, возможно предъявление иска совместно несколькими истцами по факту причинения вреда здоровью в случае, если этот вред явился последствием экологически опасной деятельности конкретного предприятия-загрязнителя окружающей среды.
Для подачи иска законодательством установлен трехлетний срок с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его права.