ГСМ — весомая статья затрат любого предприятия, особенно при большом автопарке. Чтобы вести корректный учет, необходимо знать особенности расхода горючего. Основная часть коммерческой техники оснащается двигателями внутреннего сгорания, работающими на солярке. О ней и поговорим.
Установленные нормы расхода дизельного топлива рассчитываются для исправных двигателей. В регламентных требованиях учитываются условия эксплуатации автомобиля или генератора: температура окружающей среды, состояние дорожного покрытия и другие факторы. Установленные Распоряжением Минтранса № АМ-23-р от 14.03.2008 нормы расхода дизельного топлива позволяют корректно списывать ГСМ со склада предприятия.
В документации приведены примеры наиболее распространенных на территории России автомобилей. Нормативный акт описывает среднетоннажные грузовики и автобусы. Здесь можно найти магистральные автопоезда и машины для перевозки пассажиров. В другом разделе представлены грузовые шасси с установленными надстройками, а также специальные транспортные средства. Нормы расхода дизельного топлива и бензина корректируются по мере появления на рынке новых машин, тракторов и другой техники.
Требования учитывают и автомобили со специальными надстройками. В таких случаях расход горючего равен затратам топлива базовым шасси с корректирующим коэффициентом — поправкой на увеличение веса транспорта. Помимо трат на топливо по пробегу, также возможен подсчет за 1 час работы оборудования, установленного на шасси.
Чтобы определить норму расхода дизельного топлива на 100 км, используется такое уравнение:
А = 0,01 * H * S * (1 + 0,01 * D).
Основные переменные:
В документации содержатся образцы бланков, согласно которым утверждаются лимиты списания ГСМ на предприятии. Указываются тип, марка, модель и номер автомобиля, а также нормы расхода дизельного топлива на 100 км зимой и летом. Также назначаются ответственные лица, контролирующие соблюдение регламентов и обеспечивающие ведение учетной документации.
Для автобусов используется формула:
А = 0,01 * H * S * (1 + 0,01 * D) + G * T.
Она содержит такие дополнительные индексы:
Для тягачей, работающих в сцепке с прицепами или полуприцепами, используется уравнение:
А = 0,01 * (M * S + K * L) * (1 + 0,01 * D).
Формула содержит следующие коэффициенты:
Для расчета расхода самосвала на грузовом шасси (одиночного или в сцепке) используется такая формула:
А = 0,01 * H1 * S * (1 + 0,01 * D) + Q * W.
Дополнительные индексы:
Такой подсчет позволяет вывести среднюю норму расхода горючего для одного автомобиля или нескольких машин одной модели с одинаковым двигателем, используемых на постоянных маршрутах с учетом стандартных условий эксплуатации. В этих случаях расчет существенно упрощается: не нужно разбивать поездку на интервалы и вводить поправочные коэффициенты. Достаточно учесть температуру окружающей среды, выведя нормативы для лета и зимы.
При эксплуатации автомобиля в городских условиях обязательно учитывается интенсивность движения. Во время простоев в пробках двигатель работает на холостых оборотах, сжигая дополнительное горючее. «Рваный» ритм движения также негативно сказывается на расходе топлива.
К тому же в зимний период появляются дополнительные корректирующие коэффициенты, которые дают возможность списывать часть солярки на прогрев силовой установки и езду по дорогам, покрытым льдом или снегом. Эти индексы вводятся распоряжением или приказом, который подписывает руководитель предприятия. В документации следует обязательно учесть срок эксплуатации и пробег машины. Ведь при износе основных узлов и механизмов расход также повышается. Например, автомобиль возрастом не больше 5 лет с пробегом менее 100 тысяч километров сжигает на 5 % больше солярки, чем новый. Если же транспортное средство оснащается климатической установкой, расход повышается еще на 7 %. Прирост в 12 % появляется практически «на ровном месте».
Примеры коэффициентов, которые корректируют базовые нормативы расхода топлива:
В распоряжении № АМ-23-р сохранились специальные коэффициенты для учета расхода дизельного топлива новыми автомобилями и силовыми агрегатами, а также машинами, прошедшими восстановление или капремонт. Например, в восстановленных ДВС первое время происходит притирка сопрягаемых компонентов. В результате возрастает сила трения. А это приводит к увеличению потребления топлива. В таком случае по нормативам вводится индекс 1.1. Длительность обкатки зависит от производителя автомобиля и указывается в технической документации.
При вычислении затрат горючего используются:
Приказ АМ-23р регламентирует нормы расхода топлива и устанавливает 5 нормативов:
Также следует использовать поправочные коэффициенты. Для машин с двигателем внутреннего сгорания старше 5 лет или с пробегом свыше 100 тыс. км вводится индекс 1.05. А для авто возрастом 8 лет или с пробегом более 150 тысяч километров — 1.1.
Зимние коэффициенты также указаны в нормативной документации. В последней редакции в перечень российских регионов введен Крым, а Севастополь стал отдельной категорией учета. Для некоторых новых территориальных единиц введены зимние надбавки, которые отличаются от областного индекса в большую либо меньшую сторону. Это, например, Курильский, Охинский и другие районы Сахалинской области. К тому же в последнюю редакцию включены нормы для новых модификаций автомобилей Lada, УАЗ и ВАЗ. Старые транспортные средства оставили в перечне, поскольку некоторые мелкие автохозяйства продолжают их использовать.
В постановлении Минтранса нет пунктов, которые требуют обязательного использования документа для организации работы автотранспортных предприятий. Так сказано в письме 03-03-06/2/12, которое опубликовало Министерство финансов в 2013 году. В нём указано, что компания — владелец автомобиля вправе самостоятельно определять методики расчета расхода топлива. В статье 25 Налогового кодекса также нет требований по нормированию расхода.
Однако существующие нормативные документы позволяют снижать расходы предприятия на содержание автопарка. Ведь коэффициенты получены на основании заводских показателей и лабораторных тестов. Документация учитывает сезонные колебания расхода топлива, работу вспомогательного оборудования (к примеру, кондиционеров) и передвижение в сложных условиях. Полученные цифры включают риск хищений топлива: норма рассчитана с запасом. Однако объемы кражи не должны превышать 15 % от заправленной в бак солярки.
Онлайн-калькулятор поможет быстро и правильно рассчитать затраты топлива. Он требует такие параметры:
Если на балансе предприятия есть транспортные средства или другое оборудование с двигателями внутреннего сгорания, для подтверждения расходов на топливо разрабатывается нормативная документация. Ее подписывает руководитель. В документах указывают тип и марку машины, нормы расхода дизельного топлива или бензина на 100 км из регламента Минтранса, а также поправочные коэффициенты. В приказе учитывается текущее техническое состояние автомобиля — пробег и продолжительность эксплуатации.
Для машин, которые эксплуатируются в особых условиях, нормативы рассчитывают на основе тестовых пробегов. Перед контрольным заездом на автомобиль устанавливается емкость с топливом. По результатам испытаний составляется акт, который утверждают участники тестового пробега. Его можно оформить в произвольной форме. Чтобы снизить риски хищения солярки, формируется отдельная комиссия, которая должна периодически выполнять контрольные проверки.
Расход солярки зависит от множества факторов: на потребление топлива влияют даже высота над уровнем моря и возраст двигателя. Поэтому для точных расчетов рекомендуется пользоваться поправочными коэффициентами и учитывать все переменные.