Перевод накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд позволяет вкладчикам инвестировать накопления и получать дополнительный доход. Но при смене частной пенсионной компании иногда возникают трудности: задержка выплат, потеря процентов.
Чтобы избежать финансовых проблем при получении накопительной пенсии в НПФ, вкладчикам рекомендуется регулярно отслеживать состояние своего индивидуального лицевого счета.
До введения «Закона об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 N 167-ФЗ в России у граждан не было возможности повлиять на размер своей будущей пенсии. Изменения в законодательстве привели к появлению новых финансовых структур – НПФ, которые предлагают услуги по софинансированию пенсий.
Чтобы получить накопления, клиенту НПФ следует обратиться в офис фонда при достижении пенсионного возраста и написать заявление. Если вкладчик неоднократно менял НПФ или возвращался в ПФР, его пенсионные накопления могут не подлежать инвестированию (при условии, что смена фонда производилась чаще, чем раз в пять лет).
НПФ для привлечения новых клиентов предлагают увеличение накоплений в размере до 15% от суммы взносов. Но не все компании гарантируют сохранность средств вкладчиков и предлагают высокий уровень благонадежности. Чтобы избежать обмана со стороны финансовой организации, вкладчику следует контролировать поступление средств на счет НПФ.
Если клиент не помнит, в какой пенсионной компании находятся его накопления в текущем периоде, не рекомендуется откладывать решение вопроса по следующим причинам:
Где находится накопительная пенсия? Итак, где же можно посмотреть, куда перечисляется ваша накопительная часть? Для определения страховщика пенсионных накоплений вкладчик может воспользоваться одним из способов: ПФР, банк, территориальное отделение Пенсионного фонда, сайт «Госуслуги», работодатель.
Пенсионный фонд является гарантом сохранности средств вкладчика в страховой части пенсии. Но региональное отделение уполномочено решать вопросы граждан по поводу их перехода в НПФ, в том числе, предоставляя сведения о текущем состоянии счета клиента и действующем страховщике накопительной части пенсии.
Как узнать о состоянии накопительной части пенсии через местный орган ПФР?
При визите в региональное отделение ПФР клиент может оставить обращение, чтобы ему прислали уведомление о состоянии накопительной части пенсии любым удобным способом – по почте, онлайн-адресу или в виде уведомления на телефон.
Так как перечислением взносов на накопительную часть пенсии занимается работодатель, гражданин вправе получить информацию о том, в каком фонде находятся его отчисления, а также о состоянии своего индивидуального счета по месту работы. Для получения выписки требуется:
Получение выписки через работодателя занимает больше времени, так как данные передаются в ПФР, а из Пенсионного фонда – в НПФ клиента. Срок исполнения зависит от обработки заявления работодателем (его уполномоченным лицом), Пенсионным фондом и негосударственной компанией.
Получение выписки через работодателя особенно актуально для участников корпоративных программ софинансирования пенсий, которые заключали коллективные договора на переход в НПФ.
Пенсионный фонд предоставляет онлайн-сервис по получению справки о состоянии индивидуального лицевого счета гражданина. Сервис доступен всем клиентам, у которых есть регистрация на сайте «Госуслуги». Если работник еще не зарегистрирован на ресурсе, переход на страницу осуществляется с сайта Пенсионного фонда России.
Большинство крупных банков («Сбербанк», «ВТБ 24», «Газпромбанк») предлагают услуги по инвестированию пенсионных накоплений с помощью своих дочерних компаний. За получением информации о накопительной части пенсии клиент может обратиться как в офис НПФ, так и в сам банк (в том числе через Личный кабинет).
После регистрации клиент должен перейти во вкладку «Договор ОПС» (или аналогичный примеру вариант). В разделе будет представлена информация о взносах и инвестировании, состоянии счета на текущий момент.
Не все банки предоставляют информацию о состоянии лицевого счета при личном визите. Для получения справки о накопленных средствах рекомендуется оставить письменное заявление у администратора, указав в нем требуемую информацию и способ получения ответа от банка.
Государственный портал предлагает получить моментальную выписку о состоянии счета в ПФР (в том числе о действующем страховщике) в режиме онлайн. Для получения услуги клиент должен быть зарегистрирован на портале.
Информация о НПФ (и прочих пенсионных накоплениях) представлена в разделе «Выписка из ПФР». После нажатия кнопки «Получить услугу» клиент попадает на страницу скачивания формы (или чтения в режиме онлайн). Для удобства доступно получение выписки на электронную почту.
Более детально о том, как узнать, где находится накопительная часть пенсии по интернету, можно прочитать в этом материале.
Чтобы узнать, где именно находится накопительная часть пенсии гражданина, имея на руках СНИЛС, работник должен выбрать, какой из предложенных вариантов является для него оптимальным. Но перед обращением следует помнить, что банки, НПФ и ПФР, кроме СНИЛС, требуют наличие основного документа идентификации личности – паспорта гражданина РФ.
Подробнее о том, как узнать, где находится накопительная часть пенсии по номеру СНИЛС, можно прочитать тут.
Информация о накопительной части пенсии является открытой для всех клиентов НПФ. Вкладчик сам вправе определиться, какой способ получения выписки для него удобнее – личный визит в уполномоченный государственный орган (или НПФ) или онлайн-сервисы.
От выбранного способа получения информации зависит скорость предоставления услуги – в онлайн-режиме доступна моментальная выписка и отчет из НПФ, а при создании официального запроса срок решения составляет до 30 дней.