Литий-ионная батарея может находиться в устройстве или быть извлеченной из техники.
Аккумуляторы и различные устройства, функционирующие от литий-ионных батарей мощностью свыше 160 Втч, могут транспортироваться в самолете только по согласованию с перевозчиком.
Аккумуляторы повсеместно используются в современной технике: как в телефонах, фотоаппаратах, ноутбуках и др., так и в виде внешних устройств для зарядки. Поэтому для всех пассажиров актуальны вопросы, как везти гаджеты, оснащенные батареями, и можно ли брать в самолет power bank.
Батареи ипортативные аккумуляторы, содержащие литий, являются самым популярным типом из-за высоких рабочих показателей. Однако неоднократны случаи аварийных ситуаций, вызванных их самовоспламенением или взрывом на борту самолета.
Правила касающиеся багажа, грузов и ручной клади носят рекомендательный характер и авиакомпании сами решают каким образом принимать решения в тех или иных случаях.
Рассмотрим подробнее.
В салоне самолета запрещено провозить свинцово-кислотные аккумуляторы, которые используются в автомобилях. Также их нельзя брать даже в багажный отсек. Они очень опасны и могут представлять угрозу жизни и здоровья пассажиров.
Что касается самых распространенных внешних литий-ионных (используются во всех гаджетах, например, телефонах), то их запрещено провозить в грузовом отсеке (коммерческие перевозки).
Мощность в Вт·ч или содержаниие LiПеревозка в ручной кладиПеревозка в зарегистрированном багажеТребуется разрешение авиакомпании≤100 Вт·ч (2 грамма) в устройствеДАДАНЕТ≤100 Вт·ч (2 грамма) отдельноДА(без ограничений)НЕТНЕТ100≤160 Вт·ч в устройствеДАДАДА100≤160 Вт·ч отдельноДА(максимум 2)НЕТДА160 Вт·чДолжны быть заявлены к перевозке в качестве груза в соответствии с Правилами IATA по перевозке опасных грузов.Должны быть заявлены к перевозке в качестве груза в соответствии с Правилами IATA по перевозке опасных грузов.Должны быть заявлены к перевозке в качестве груза в соответствии с Правилами IATA по перевозке опасных грузов.
Небольшие литиевые батареи и элементы питания, к которым относятся батареи для мобильных телефонов, часов, MP3 плееров и большинство оригинальных батарей для ноутбуков.
Литиевые аккумуляторы относятся к категории опасных предметов, поэтому к их провозу на борту самолета предъявляются определенные требования.
Международная ассоциация воздушного транспорта, IATA (от англ. International Air Transport Association), разработала рекомендации для авиакомпаний, касающиеся провоза литиевых батарей в соответствии с правилами пожарной безопасности.
Возможность провоза литиевого аккумулятора в самолете зависит от:
Рекомендации IATA приведены в таблице ниже.
160 ВтчДекларируется и перевозится как груз в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов IATA.
В таблице мощность батареи указана в ватт-часах, а на наших устройствах, чаще всего, в амперах.
Для определения мощность в ватт-часах следует воспользоваться формулой:
Ah (ампер-часы) x V (вольт) = Wh (ватт-часы)
Если мощность на батарее указана в миллиамперах, например, 15000 мАч, то миллиамперы следует разделить на 1000.
15000 / 1000 = 15 Ач
Например, мы везем портативное зарядное устройство. Емкость его батареи 15000 мАч, напряжение 5 вольт. Выше мы уже нашли, что 15000 мАч это 15Ач, тогда согласно формуле выше
15*5 = 75 Втч
Так как 75 < 100, то данное устройство мы можем провозить в ручной клади без согласования с перевозчиком.
Обратите внимание: перевозка запасных батарей (т.е.
Тогда удельная мощность равна: 10 А·ч · 5 В = 50 Вт·ч.
Таким образом, оба power bank, показанные на рисунке, можно брать с собой в салон самолета без дополнительного разрешения.
При транспортировке в самолете электронных устройств с литиевыми батареями и внешних аккумуляторов необходимо соблюдать правила безопасности:
К запасным батареям относятся и портативные зарядные устройства.
Самый надёжный способ — это упаковать батарею или устройства её содержащие в токонепроводящий материал, например, в обычный полиэтиленовый пакет. Причём в каждом пакете должна быть только одна батарея, без каких-либо посторонних предметов, особенно металлических
Каждый пассажир может перевезти до 10 литиевых батарей или устройств их содержащих.
При этом в одном чемодане или сумке должно быть также не более 10 батарей.
Например, батареи с продленным сроком службы для ноутбуков, а также батареи, используемые для профессиональной аудио- и видео-аппаратуры. Такие литиевые батареи имеют мощность от 100 до 160 ватт-часов.
Большие литиевые батареи и элементы – это, в первую очередь батареи, которые используются в промышленности. Большая перезаряжаемая батарея имеет мощность более 160 ватт-часов.
Большие батареи могут содержаться в электрических и гибридных транспортных устройствах, также в средствах передвижения и скутерах.
ПОМНИТЕ! Никакая батарея не может быть принята к перевозке, если на ней отсутствует маркировка производителя!
Устройства, в которых используются литиевые батареи (телефоны, ноутбуки, электронные сигареты и другие электрические устройства) не должны помещаться в зарегистрированный багаж.
Мощность, Вт·ч, или содержание лития, гКонфигурация оборудованияРазрешено в ручной кладиРазрешено в багажеТребуется разрешение перевозчика≤ 100 Вт·ч/2 гВнутри устройства (ПЭУ или МПЭУ)Да (мах 15 шт.)ДаНетОтдельно батареяДа (мах 20 шт.)НетНет 100 Вт·ч ≤ 160 Вт·чВнутри устройства (ПЭУ или МПЭУ)ДаДаДаОтдельно батареяДа (мах 2 шт.)НетДа 160 Вт·чДолжны перевозиться в качестве груза в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов IATA 2 г ≤ 8 гВнутри устройства (МПЭУ)ДаДаДаОтдельно батарея (только для МПЭУ)Да (мах 2 шт.)НетДа
Таким образом, в багажном отсеке нельзя провозить батареи, не установленные внутри электронного устройства, в том числе запасные.
Переносные внешние зарядные устройства рассматриваются как запасные батареи.
Аккумуляторы с открытыми клеммами необходимо убрать в специальный защитный чехол или каждый аккумулятор положить отдельно в пластиковый пакет. Важно избежать соприкосновения клемм аккумуляторов во время полета, из-за этого может случиться короткое замыкание и пожар.
С 1 апреля 2016 года на всех авиакомпаниях запретили провоз литий-ионных аккумуляторов в багажном отделении самолетов в качестве груза – об этом сообщила Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization).
В среднем, максимальный показатель составляет 160 Втч.
Устройства мощностью свыше 160 Втч отправляются через грузовой терминал аэропорта в качестве опасного груза, транспортируемого в специальных условиях с сопроводительной документацией.
В самолетах авиакомпании Аэрофлот разрешен провоз литий-ионных батарей мощностью до 160 Втч внутри устройства, в ручной клади. В салон можно взять не более 2 аккумуляторов. В общем багаже разрешено перевозить батареи с аналогичной удельной мощностью, которые должны находиться в соответствующей упаковке, отдельно друг от друга.
Уральские авиалинии разрешают транспортировать в ручной клади литий-ионные батареи и power bank мощностью 100-160 Втч. Устройство может находиться внутри техники или отдельно.