Будет интересно

Методика работы с правилом на написание корней

Рекомендуется много писать, списывание – один из важных видов упражнения, но его надо подкреплять аналитико-синтетическим заданиями: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки.

Кроме зрительного фактора очень важен и рукодвигательный фактор: навык держания ручки, посадки, положения тетради, умение придерживаться строки, соблюдать поля, выдерживать пропорции букв и др. Усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое начертание приводит к ошибкам, даже в тех случаях, когда нет орфограммы.

Определенную роль в формировании орфографического навыка играет и слуховой фактор, т.е. слуховые восприятия собственной и чужой речи и ощущений, связанных с движениями органов речи в процессе говорения.

Приемы языкового анализа:

  1. Звукобуквенный анализ слов и словосочетаний применяется в основном к словам, написание которых существенно расходится с произношением, используется на первом этапе обучения, когда учащиеся не имеют пока достаточной грамматической основы для проверки орфограмм; слоговой анализ необходим при переносе слов со строки на строку.

  2. Словообразовательный и морфемный анализ слов применяется при усвоении правописания корней, приставок, суффиксов, стыков морфем – всех орфограмм в морфемах, а также для отделения окончания и установления места орфограммы – в окончании, в корне, при переносе слов.

  3. Морфологический анализ – определение части речи и ее формы, типа склонения или спряжения и пр.

Обоснование должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы. Такой вид работы полезен во 2 классе с момента изучения темы «Безударные гласные корня, проверяемые ударением», «Звонкие и глухие согласные», «Непроизносимые согласные», «Правописание имен существительных с шипящими на конце», «Правописание падежных окончаний имен существительных (имен прилагательных)», «Правописание личных окончаний глаголов).

Диктант «Проверяю себя». В процессе записи текста дети подчеркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя о правильности их написания.

Поэтому если учащиеся забыли правило, то не нужно требовать механического заучивания, а вновь на конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном виде составляют содержание правила.

Система упражнений по формированию орфографического навыка

    1. Разновидности орфографических упражнений.

    2. Виды списывания.

    3. Классификация диктантов.

    4. Методика организации и проведения контрольного диктанта.

Литература:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2003, с. 327-333.

2.

Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.

Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, осложненном различными заданиями. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограмм. Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, способности видеть допущенные ошибки.

Корнесловная работа способствует обогащению словаря детей, формированию умения быстро и правильно устанавливать межсловесные связи и тем самым облегчает впоследствии (после изучения правил) усвоение принципа и приемов проверки орфограмм в корне.

Для организации корнесловной работы могут быть использованы следующие гнезда родственных слов, перечень которых составлен с учетом:

  • частотности употребления составляющих их слов;

  • доступности лексических значений слов, семантики их корней для понимания младшими школьниками;

  • ясности морфемного состава слов, включенных в гнезда.

Каждое корнесловное гнездо построено таким образом: корень – родственные слова, расположенные по принципу частотности употребления их в речи.

Правило гласит, что эти приставки пишутся с буквой з перед гласными или звонкими согласными, в остальных случаях – с буквой – с (безымянный, но бесконечный).

Нетрудно заметить, что написания З и С в этих приставках соответствуют произношению, т.е. подчинено фонетическому принципу.

Это же можно сказать и о правописании приставок раз – – рас-; рас-рос: под ударением пишется о как слышится, без ударения – а как слышится:

Расписание, но роспись.

Традиционный принцип (исторический).

В русском языке немало слов, не проверяемых правилами, по преимуществу это заимствованные слова из других языков. Они пишутся по традиции, без правил: чемодан, индустрия.

Следовательно, система орфографических упражнений должна помочь учащимся усвоить сущность того языкового явления, которое лежит в основе применения правила правописания безударных гласных в корне слова:

1) в безударном положении пишется та же гласная, что и под ударением;

2) проверочным может быть однокоренное слово или форма слова, в котором гласная корня находится под ударением.

Таким образом, нужны упражнения, которые вооружат учащихся знанием опознавательных признаков проверочного слова, умением выделять это слово из имеющихся в его распоряжении ряда однокоренных слов или форм слова.

Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.

Памятка к работе над ошибками

  1. Пропуск букв, замена букв.

Выпиши слово правильно, раздели на слоги, подчеркни гласные.

2. Перенос слова.

Выпиши слово, раздели на слоги для переноса.

3. Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово, подчеркни гласную после шипящей, допиши еще два слова на правило.

4.
Безударная гласная непроверяемая.

Выпиши слово, раздели на слоги, поставь ударение.

5. Безударная гласная в корне слова.

Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, среди них подчеркни проверочное.

6.

– почти полностью изживаются подсказки и списывание друг у друга: все сомнительные написания можно выяснить у учителя.

Недостаток такого диктанта в том, что учитель не всегда может выявить трудности учащихся в усвоении орфограмм, если ученик внес исправление в написание слова по просьбе других учащихся, поэтому данный диктант не отражает фактического уровня знаний учащихся.

Широкое распространение получил такой вид работы как письмо по памяти (самодиктант). Требует тщательной подготовки. Текст прочитывается учениками, затем выясняется количество предложений, знаки препинания, объясняются орфограммы, находятся слова на неизученные еще правила и запоминаются. Текст прочитывается 2-3 раза и запоминается. При самостоятельной записи текст закрывается.

Применительно к правилу правописания безударных гласных ученик должен уметь выделить следующие опознавательные признаки данной орфограммы:

  1. Гласная находится в безударном положении.

  2. Безударная гласная находится в корне слова.

Развитию орфографической зоркости будут способствовать упражнения, направленные на нахождение ударной и безударной гласной в различных частях слова, на сопоставление произношения и написания ударной и безударной корневой гласной и выделение слов, в которых написание безударных гласных регулируется изучаемым правилом (среди однокоренных слов, среди слов на ранее изучаемые правила, в предложениях, в связных текстах).

2.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *