Такие организации неповоротливы, проигрывают ценовую конкуренцию и, как следствие, зачастую балансируют на грани рентабельности», — считает эксперт.
Фактор цены для многих потребителей является решающим. «Статистической информации, конечно, в подобном разрезе найти невозможно, но личный опыт показывает, что в 8 из 10 случаев государственные аптечные сети проигрывают по уровню цен, причем существенно, — рассуждает Николай Беспалов. — Более того… Несколько лет назад можно было говорить, что госсети пользуются бо̒льшим по сравнению с частным сегментом уровнем доверия, но это время тоже уходит. Даже внешний вид отдельных крупных госаптек зачастую вызывает противоречивые эмоции.
Так, муниципальное казенное унитарное предприятие создается:
В настоящее время наблюдается общероссийская тенденция по ликвидации неэффективных государственных унитарных субъектов, количество действующих значительно сократилось за счет акционирования государственных предприятий, т.е. передачи активов бывшей госсобственности в частные руки бизнесменов.
В законе это четко прописано.
Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.
При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:
решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
контролирует сохранность имущества.
МУПы не вправе продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местных властей.
Из этого документа можно узнать, какие полномочия есть у руководителя УП, может ли он самостоятельно ставить подпись под тем или иным договором, или это решение нужно будет согласовывать с собственником. Это может показаться чем-то слишком дотошным, но у государства или муниципалитета есть право оспорить любой заключенный УП контракт. Если выяснится, что он не соответствует цели предприятий, договор будет аннулирован.
Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему имущество, не может сдавать его в аренду и распоряжаться любым другим способом без согласия собственника.
Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путём передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие)[6].
Движимым ГУПы распоряжаются самостоятельно, за исключением, например, продажи движимых активов, без которых не могут заниматься уставной деятельностью.
ГУП само отвечает по своим долгам. Собственник подключается в двух ситуациях:
Тогда владелец отвечает по долгам, на покрытие которых не хватило средств ГУПа.
Все ГУПы, кроме казенных, имеют уставный фонд. У госпредприятий он составляет не менее 500 000 руб., а у муниципальных — не менее 100 000 руб.
Уставный фонд не делится на доли, вклады или акции, как у ООО или АО.
Плюсы и минусы унитарного предприятия
Как и у других форм бизнеса, у унитарных предприятий есть свои достоинства и недостатки. Причем часто вторые оказываются продолжением первых.
Так, УП обязаны следовать указаниям учредителя, а это может быть как их плюсом, так и минусом, в зависимости от экономической ситуации и управленческих практик.
Главное преимущество унитарного предприятия заключается в стабильности. Оно менее подвержено влиянию рыночных колебаний.
Унитарные предприятия подчиняются единому руководству, что облегчает принятие решений и координацию действий.
Еще один плюс — отсутствие необходимости делить прибыль с акционерами или другими собственниками, все доходы идут государству или муниципалитету.
Предприниматели, работающие с ФГУП или МУП, могут столкнуться с некоторыми трудностями.
Николай Беспалов подчеркивает, что, если не выработать вовремя единый подход к управлению подобными объектами, сам факт смены собственника каких‑то серьезных плюсов, увы, не даст.
«Что касается удаленных районов, — продолжает Николай Беспалов, — опять же из личного опыта знаю много примеров по ближайшему Подмосковью (Дмитровский и Сергиево-Посадский районы), а также по Тверской области, где еще два-три года назад в небольших населенных пунктах тихо и мирно существовали, скажем так, „малоэнергичные“ ГУПы или даже ФАПы, а других аптек попросту не было. Но за последние годы там появились новые частные аптеки, как правило, сетевые.
Из этих характеристик следует, что ликвидировать такие унитарные предприятия — значит нарушить естественное функционирование примерных профессионально слаженных отраслевых коллективов.
Николай Беспалов, наоборот, не предполагает отрицательных последствий принятия законопроекта: «Речь же идет не о том, что госсобственность полностью искореняется — просто меняется форма собственности. При этом государство может продолжать быть единственным или ключевым акционером данных структур, — отмечает эксперт. — Разумеется, должны быть сохранены ключевые функции и компетенции бывших ГУПов. Они, кстати, могут сохраняться и в случае их передачи частным инвесторам, для этого необходимо задействовать механизм приватизации с обременениями, когда новый собственник обязуется выполнять ряд социальных функций (что, понятно, потребует контроля)».
В той же статье прописаны исключения из этой нормы, но по состоянию на сегодняшний день МУП- и ГУП-аптеки под эти исключения не подпадают.
Еще одна статья, которой Правительство намерено дополнить Закон «О защите конкуренции», говорит о следующем: нынешние государственные и муниципальные унитарные предприятия, ведущие деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции (а ГУП- и МУП-аптеки к таковым де-юре, безусловно, относятся), подлежат ликвидации или реорганизации (по решению учредителя) в срок до 1 января 2021 г. То есть законопроект отмеряет бренному существованию МУП- и ГУП-аптек всего около двух лет.
Если взглянуть на проблему в мировом и историческом контексте, то сама по себе идея упразднения МУП- и ГУП-аптек не выглядит такой уж неуместной.
Обычно именно МБУ с организационной точки зрения являются средние школы, библиотеки, поликлиники.
О создании УП свидетельствует решение об учреждении предприятия, которое принимается тем или иным органом государственной власти или местного самоуправления — в зависимости от уровня, на котором будет работать новая организация.
Как и в случае с ООО, учредительным документом УП является его Устав, который содержит основные положения о целях, задачах и структуре организации, а также правила внутреннего распорядка. Он определяет порядок управления, права и обязанности руководства и работников, механизмы контроля.
Предпринимателю, который хочет вести дела с УП в качестве контрагента, стоит предварительно изучить его Устав.
Одновременно с этим осуществляется подготовка по регистрации общества с ограниченной ответственностью, которое станет правопреемником МУПа. Завершение регистрации данного ООО и является окончанием процесса реорганизации муниципального предприятия.
Отметим, что законодательство, в частности федеральные законы «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривают возможность реорганизации МУП в АО. Но на практике такие варианты преобразования встречаются не часто, в отличие от того, когда осуществляется реорганизация ГУП, на базе которых, напротив, создание акционерных обществ практикуется достаточно часто.
Этот процесс осуществляется в том же порядке, что и образование ООО на базе муниципального унитарного предприятия.