Будет интересно

На предприятии не установлены состав ревизионной комиссии

На предприятии не установлены состав ревизионной комиссии

Особенности создания ревизионной комиссии в ООО с одним учредителем и несколькими участниками

В главе 4 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ) отдельная статья посвящена такому органу, как ревизионная комиссия (ревизор). При этом определения, которое позволило бы однозначно установить тип этого органа, нет.

Исходя из сложившейся практики и употребляемого в названии комиссии слова «ревизионная» можно сделать вывод, что такой орган предназначен не столько для управления обществом, сколько для проверки его деятельности. Об этом говорят и закрепленные за ней правомочия (о них речь пойдет ниже). Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 24.03.2015 № 07-745/2015 также отметил, что сама по себе ревизионная комиссия не является органом управления компании.

Необходимость ее создания зависит от числа учредителей (участников) общества и их на то желания (ч. 6 ст. 32 закона № 14-ФЗ):

Число учредителей (участников) общества

Необходимость создания комиссии

1–15

Напрямую зависит от волеизъявления участников. Без их решения учреждение комиссии необязательно, но запрета на ее создание тоже нет (см. постановление ФАС Уральского округа от 10.07.2013 № Ф09-7016/13)

16 и более

Создание проверяющего органа обязательно в силу прямого указания на это в законе № 14-ФЗ

Как избирается ревизор

Ревизионная комиссия или ревизор ООО избирается по особой процедуре. Для избрания необходимо:

  • указание на факт создания ревизионной комиссии;
  • число членов комиссии;
  • срок полномочий избранных членов;
  • порядок работы органа.

В дополнение к нормам учредительного документа в обществе обычно разрабатывается отдельный локальный акт, более детально регламентирующий правовой статус контрольного органа (ч. 4 ст. 47 закона № 14-ФЗ).

Права ревизионной комиссии ООО

Круг полномочий ревизионной комиссии ООО определяется положениями закона № 14-ФЗ и может быть расширен в локальных актах организации. На законодательном уровне за ревизорами обществ с ограниченной ответственностью закреплены следующие права:

Права

Основание

1

Знакомиться со всеми документами, относящимися к деятельности ООО

Ч. 2 ст. 47 закона № 14-ФЗ

2

Проверять финансово-хозяйственную составляющую деятельности компании

3

Требовать пояснений в устной и письменной форме:

  • от единоличного исполнительного органа;
  • членов совета директоров, наблюдательного совета и коллегиального исполнительного органа;
  • любого работника организации

4

Требовать от исполнительного органа проведения внеочередного общего собрания участников юридического лица. Если в течение 45 последующих дней по указанному требованию не принято положительного решения — самостоятельно созвать общее собрание

Ч. 2–4 ст. 35 закона № 14-ФЗ

К сведению необходимо принять еще одно обстоятельство: согласно пп. 7 и 9 ч. 2 ст. 50 закона № 14-ФЗ, по требованию участника организации ему должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколами заседаний и заключениями ревизора или комиссии. При этом заключения и отчеты ревизора, как отметил Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 24.03.2015 № Ф07-745/2015, не могут быть оспорены.

Обязанности ревизоров

Нормативно определенный перечень обязанностей ревизионной комиссии ООО еще меньше, чем круг прав. Согласно положениям закона № 14-ФЗ, ревизор обязан:

  1. Открыть общее собрание, если оно было созвано им (ч. 4 ст. 37).
  2. Наряду с исполнительным органом утвердить годовой отчет о сделках с заинтересованностью (ч. 3 ст. 45).
  3. Проверять годовые отчеты и бухгалтерские балансы (ч. 3 ст. 47). Требования к такой отчетности установлены ст. 14 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Перед подготовкой годового бухгалтерского отчета, согласно ст. 11 названного закона и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, проводится инвентаризация имущества и обязательств.

При инвентаризации проверке подлежат (п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации…, утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49):

  • имущество, принадлежащее юридическому лицу;
  • финансовые обязательства;
  • имущество, числящееся на балансе, но не принадлежащее обществу: арендованное, полученное для последующей переработки, находящееся на ответственном хранении и т. д.;
  • иное имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

При этом в локальных актах компании, касающихся деятельности ревизионной комиссии ООО, могут быть определены и иные обязанности.

Есть ли альтернатива?

Вместо ревизора для осуществления контрольных функций общее собрание вправе утвердить аудитора. Правовой статус такого лица во многом схож со статусом ревизора, хотя имеет и ряд отличий:

Критерий разграничения

Ревизор

Аудитор

1

Может ли лицо одновременно являться участником компании

Может быть как участником, так и лицом, не связанным с обществом корпоративными правоотношениями

Не может быть участником компании, т. к. тогда он получал бы часть чистой прибыли ООО, аудитор же не может быть связан с компанией имущественными правоотношениями

2

Может ли лицо одновременно являться членом совета директоров или исполнительного органа

Не может

Прямого запрета закон № 14-ФЗ не содержит, однако аудитор не может быть связан имущественными интересами с членами таких органов и участниками организации

3

Какие функции осуществляются

Одинаковые, поэтому аудитор имеет те же права и должен осуществлять те же обязанности, что и ревизор

***

Таким образом, ревизионная комиссия (ревизор) — это контрольный орган ООО, основной обязанностью которого является проверка бухгалтерских балансов и годовой отчетности, а также утверждение отчета о сделках с заинтересованностью. Перечень прав и обязанностей этого органа в общем определяется законом № 14-ФЗ, но может быть и дополнен локальными актами общества.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Бизнес».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *