Попробуем найти ответ в опубликованном Законе от 29.07.2019 г. № ЗРУ-550 «Об оружии».
Несмотря на то, что документ только обнародован, а вступит в силу еще через полгода, он уже наделал шума. Оживленная дискуссия началась еще на стадии общественного обсуждения законопроекта и возобновилась, как только стало известно, что документ одобрили в Сенате. В отдельных изданиях эта новость подавалась не иначе как «легализация оружия в Узбекистане». Но что на самом деле? Поскольку документ обрел итоговую форму и содержание, попробуем разобраться в этом вопросе.
Прежде всего, остановимся на определении оружия и его классификации, которые приводятся в законе. Оружие – устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Таковыми не являются конструктивно сходные с оружием изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, а также спортивные снаряды.
Классификация оружия
Гражданское
Служебное
Боевое
Охотничье
Спортивное
Оружие самообороны
Предназначено для использования работниками юридических лиц при выполнении задач по защите жизни и здоровья граждан, имущества, охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции, а также должностными лицами государственных органов в целях обеспечения личной безопасности
Предназначено для ведения боевых действий и выполнения служебных задач, принято на вооружение Министерства обороны, МВД, СГБ, Государственной службы безопасности Президента, Национальной гвардии, ГТК, воинских формирований МЧС и Мининфокома
огнестрельное оружие с нарезным стволом
огнестрельное оружие с нарезным стволом
газовое оружие – газовые баллончики, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами
огнестрельное гладкоствольное оружие, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм
огнестрельное гладкоствольное оружие
огнестрельное комбинированное оружие (с нарезным стволом и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами
холодное клинковое оружие (рапиры, шпаги и сабли)
пневматическое оружие с дульной энергией свыше 7,5 джоулей и калибром более 4,5 мм
метательное оружие (луки, арбалеты и копья)
электрошоковые устройства, искровые разрядники и другие устройства, поражающее действие которых основано на использовании электрической энергии
холодное клинковое оружие: охотничьи ножи, охотничьи стилеты и кинжалы
пневматическое оружие с дульной энергией свыше 3 джоулей
сигнальное оружие
сигнальное оружие
Право на хранение, ношение, использование служебного оружия имеет ограниченный круг учреждений со специальными служебными задачами и должностных лиц госорганов. Их перечень позже утвердит Кабинет Министров. Порядок оборота боевого оружия и боеприпасов к нему установит Президент. То есть «простые смертные» заполучить служебное или боевое оружие законным способом не могут. Поэтому перейдем к гражданскому. По понятным причинам нас особо интересует оружие самообороны.
Анализ норм принятого закона показал, что опасения общественности по поводу массового вооружения граждан и роста связанных с этим преступлений были необоснованными. Прежде всего, потому что в документе превалируют запрещающие и обязывающие нормы. Это выражается в целом ряде аспектов.
Во-первых, перечень оружия, допустимого к использованию в качестве самообороны, строго ограничен. Обратите внимание на вышеизложенную таблицу: о «легализации» травматического, холодного или тем более огнестрельного оружия речи не идет. Только газовое (аэрозольное, не короткоствольное) и электропоражающие устройства. По сути, это специальные средства, а не оружие в привычном представлении. Именно такой термин, кстати, употребляется в статье 23 Закона «Об органах внутренних дел». Применять в целях самообороны охотничье или спортивное оружие, равно как предметы спортивного или хозяйственно-бытового назначения, которые могут быть использованы в качестве холодного оружия, запрещено.
К тому же ограничения касаются не только видов разрешенного для самообороны оружия, но и его технических характеристик. Правительство утвердит выходные параметры, являющиеся нормой для электрошоковых устройств и искровых разрядников, а также список нервнопаралитических, отравляющих и других сильнодействующих веществ, запрещенных к применению в качестве газового оружия.
Во-вторых, отнесение указанных выше средств самообороны к оружию причисляет их к объектам, ограниченным в обороте. Это предполагает особый порядок приобретения, хранения, ношения, применения, реализации, перепродажи и даже наследования. В частности:
В-третьих, закон не только устанавливает строгие предписания, но и предусматривает последствия их несоблюдения. При выявлении нарушений владельцем разрешительных требований и условий действие разрешения (на приобретение или хранение и ношение, ред.) могут приостановить, а в случае систематического (2 или более) или однократного грубого нарушения в течение года, если это привело к причинению вреда жизни и здоровью, ущерба общественной безопасности, – прекратить.
И наконец, по-прежнему действует уголовная ответственность за умышленное причинение смерти или тяжкого телесного повреждения при превышении пределов необходимой обороны (ст.ст. 100, 107 УК). Именно поэтому о каждом случае причинения вреда жизни и здоровью в результате применения оружия незамедлительно сообщается прокурору.
Таким образом, суть закона заключается в установлении правовых рамок, довольно жестких правил и требований в отношении оборота оружия и его использования. Документ начнет действовать через полгода – это срок, в течение которого Правительство, министерства и ведомства смогут разработать и утвердить необходимые подзаконные акты, а общественность – лучше ознакомиться с его содержанием.
Закон опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступит в силу 30.01.2020 г.
Олег Заманов.