Структура ОГЭ по русскому языку:
Первая часть работы представляет собой сжатое изложение прослушанной аудиозаписи. Экзаменуемый должен передать содержание текста, отразив все важные для его понимания микротемы. При этом применить хотя бы один прием сжатия, соблюсти смысловую цельность, речевую связность, последовательность изложения.
Вторая часть состоит из 11 тестовых заданий по морфологии, орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, нормам грамматики русского языка.
Сочинение-рассуждение по одной из предложенных тем. Здесь предоставляется выбор, хотя все работы должны быть написаны с опорой на текст.
Длительность экзамена – 3 часа 55 минут.
На изложениеотводится 1 час. Аудиозапись включается 2 раза с интервалом 5 минут. Во время прослушивания можно записывать, фиксировать ключевые слова, фразы. Текст необходимо сократить до 70, максимум до 100 слов.
На тест отводится 1 час, сочинение 1, оформление работы – 55 минут.
Разрешается пользоваться орфографическими словарями.
Изменениявключают в себя:
уменьшение количества баллов по критерию ИК2;
расширение задания на синтаксический анализ: оно теперь состоит из двух пунктов: определения грамматической основы (задание 2), синтаксический анализ предложения (задание 3);
новое задание – пунктуационный анализ (№4);
новое задание по орфографии (№7);
новое задание – проверку владения грамматическими нормами (№ 8).
коррекцию формулировки сочинения-рассуждения 13.3;
уменьшение баллов за сочинение-рассуждение по критериям СК1, СК4;
уменьшение баллов за ФК1.
Кроме того, при проверке соблюдения орфографических норм не предусматривается понятие «однотипная ошибка».
Максимальный балл за изложение – 6; за тестовую часть – 11; сочинение – 7; за грамотность – 9. При этом ошибки изложения и сочинения суммируются. Итого: 33 балла.
Сжатое изложение.Критерии даны во второй частидемоверсии-2024 ФИПИ. Объем – не менее 70 слов.
Тест. На сколько вопросов ответит ученик правильно, столько баллов получит за тестовую часть. Правильное выполнение каждого пункта оценивается 1 баллом. Форма ответа указана в инструкции.
Сочинение-рассуждение.Критерии даны вдемоверсии. Объем сочинения – не менее 70 слов. Рекомендуется не более 120. Грамотность оцениваются отдельно.
0 –14 баллов – «2»
15 – 22 балла – «3»
23 – 28 – «4» (за грамотность менее 4 баллов)
29 – 33 – «5» (не менее 6 баллов за грамотность)
Сложными для девятиклассников являются задания по синтаксису.
Чтобы верно определить грамматические основы предложений, надо хорошо знать способы выражения подлежащего, виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).
Подчеркиваем основы предложений:
Ответ: 13
Порядок работы такой: подчеркнуть основы, однородные члены, обособленные члены, определить средство связи в сложном предложении.
Ответ: 15
Ошибки в 10 вопросе вызваны поверхностным чтением, при необходимости надо перечитывать текст несколько раз.
Чтобы сдатьОГЭ по русскому на 3, надопройти порог – 15 баллов, для чего необходимо выполнить все части.
Что входит в чек-лист тем, которые надо знать для решения теста:
Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, фразеологический оборот
Правописание приставок. Неизменяемые приставки, на з-, с-, правописание пре-, при-
Суффиксы существительных, прилагательных, наречий
“-н-” и “-нн-” прилагательных, причастий, наречий, отглагольных прилагательных
Личные окончания глаголов I и II спряжения, суффиксов причастий настоящего времени
Лексика и фразеология. Синонимы
Словосочетание, замена одного типа связи другим
Грамматическая основа предложения
Формы выражения подлежащего
Виды сказуемого
Однородные члены
Обособленные определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены
Обращения
Вводные слова и предложения
Синтаксический анализ сложного предложения
Сложносочинённые, сложноподчинённые предложения
Сложные предложения с разными видами связи
Чтобы сдать ОГЭ на 90+, надо выполнить все 3 части, написать работу без ошибок.
Ребята часто затрудняются выделить главную мысль изложения, неправильно выделяют абзацы, нарушают логику высказывания.
Советы, как не допустить этих ошибок:
Найдите и сгруппируйте тексты из открытого банка заданий ФИПИ по темам. Подумайте, какие примеры приводят авторы, чтобы раскрыть тему, над какими вопросами размышляют.
Внимательно слушайте диктора. Паузы между абзацами всегда дольше. Каждый абзац – новая мысль.
Тренируйтесь в сжатии текстов.
Чтобы быстро записывать информацию, придумайте систему сокращений для самых распространенных слов.
Пишите сочинения, заучивайте определения. За год можно хорошо подготовиться и сдать экзамен на отлично.