Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но, все же, играет немалую роль в психическом развитии ребенка[3].
В итоге у детей развивается память, усиливаются словесно-логические и смысловые запоминания. Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства.
В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения.
Возрастная психология младшего школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, что может представлять собой своеобразную форму протеста против требований со стороны школы.
Недостаток семейного воспитания может значительно усугубить появившуюся проблему.
Школьник становится самостоятельным, у него формируются моральные ценности, которым он старается следовать. Более отчетливо в младшем школьном возрасте выступает мотив достижения успеха, иногда – мотив избегания неудачи.
Важным аспектом в психологии ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях, что связано с боязнью изменения отношения с окружающими.
Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте во многом зависит от школьной успеваемости, оценки взрослыми.
Психология школьника в этом возрасте сильно подвержена внешнему влиянию, он эмоционален, подвержен перепадам настроения.
В младшем школьном возрасте дети переживают свою уникальность, осознают себя личностью, стремятся к совершенству, лидерству.
Общие сведения об учащемся
Фамилия, имя, отчество: Степанов Виктор Александрович
Дата рождения: 09.05.2004
Школа, класс: 45 школа города Москвы, 6 «б»
Состояние здоровья и физическое развитие
Ученик состоит во второй группе здоровья, физкультурная группа основная, болеет не часто, ОРВИ в легкой форме, хронические заболевания отсутствуют, стабилен в проявлениях настроения.
Условия семейного воспитания
Виктор Степанов проживает в полной семье, отец — Степанов Александр Геннадьевич — работает в ОАО «Газпром» мать — Степанова Татьяна Михайловна — домохозяйка.
Дата рождения _____________________
Ребенок посещает данное учебное заведение с … класса. На протяжении всего периода обучения у (имя) отмечались недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность.
В связи с недоразвитием слухового и зрительного восприятия недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены.
Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала. Ученик затрудняется в применении приемов запоминания: смысловая группировка, классификация, что вызывает ряд трудностей при усвоении таких предметов, как биология, история, география, обществознание.
Внимание неустойчиво.
Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам. – Часто говорит неправду ради собственной выгоды. – Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно. – Склонен всегда, говорить не правду.
• Справедливость
– Активно борется с тем, что считает несправедливым. – Не всегда борется с тем, что считает несправедливым. – Редко выступает против того, что считает несправедливым. – Не добивается справедливости. – Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
• Бескорыстие
– В своих поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной выгоде. – Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям. – Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды. – В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
���������� � �����-������� ������ ������� ������������. ��������� ������������ ���������� ����������, ��������� �������. �������� ���������� � ������ ��������.
VIII. ����������� �����������
��������������.
IX. ����������� ������������ (���������, ������������������, ������������, �����������������, ���� � ������������� ������)
���������� � ������������������ ������������ �������. ������������ �������������� ��� ���������� �������. ����� ������������ ������ �����. �� ����� �������������� ��������� �������. ��������� ������������, ������������ � ������������� ������ ���������.
X. ����������� ������������ � ������� ����� � ��������� (������������� ��� ����������, ����������� � �������� ������, �������� ���������, ����������)
������������� ��� ��������������, �� ������������ �������������, ����������� � ���������� ����������������.
В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений.
Один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И. Ю. Кулашна выделяет 2 аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е.
определенный уровень развития самосознания.
Работоспособность высокая, сохраняется на протяжении всего выполнения действий. Средняя работоспособность. Низкая и крайне низкая работоспособность.
В-пятых, на основе логопедического обследования дается логопедическое заключение, характеризующее развитость письменной и устной речи.
В-шестых, составляется Дневник динамического наблюдения, который заполняется регулярно (1-2 раза в полугодие).
В Дневнике ведется психологическое, педагогическое и логопедическое наблюдение.
В-седьмых, приводится табель успеваемости обучающегося с ОВЗ.
В-восьмых, описываются интересы учащегося, его склонности.
3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.
Темп деятельности
а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________
Работоспособность низкая.
Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив.
Заключение
Дать заключение об основных чертах личности ребенка, рассматривая все пункты, показать результаты примененной системы воздействий, сделать выводы о путях дальнейшей работы с ребенком.
Дата
Подпись, должность.
Психолого-педагогическое представление на ПМПК (для ребенка школьного возраста)
Дата заполнения __________________ 20__ г.
Фамилия, имя, отчество ребенка
Дата рождения “__” __________________________ г.
Образовательное учреждение
Класс ____, _______ (общеобразовательный, КРО, компенсирующий)
История дошкольного развития: а) посещал (не посещал) ДОУ (если посещал, то какое: обычного типа, логопедическую, коррекционную группу, ДОУ коррекционного типа) _______ б) иное Поступил в _____ класс в _______ месяце _______года.