Найти и принять на работу квалифицированных сотрудников – это только первый шаг на пути к построению хорошо работающей компании. Необходимо, чтобы каждый сотрудник стал частью команды. Для этого нужна чёткая оргструктура. Крупным предприятиям требуется устоявшаяся организационная структура организации для координации большого количества сотрудников и чтобы избежать хаоса. Но малый бизнес и стартапы редко задумываются о её разработке. И напрасно. Отсутствие структуры приводит к недопониманию, задержкам в работе, неэффективности рабочих процессов и другим серьезным последствиям, которые тормозят рост компании и достижение целей бизнеса. Сильная организационная структура компании помогает координировать командную работу, наладить управление бизнес-процессами и повысить производительность.
Организационная структура предприятия (ОСП) — это иерархия бизнес-команд, менеджеров, ведущих специалистов и рядовых работников. Оргструктуры определяют, что делают сотрудники, кому они подчиняются и как принимаются решения. Как минимум, схема оргструктуры должна включать должности сотрудников и основные взаимоотношения между командами. Это модель определяющая принципы управления компанией. Не существует единой универсальной организационной структуры, подходящей для всех компаний. Существуют определенные аспекты, которые должны быть приняты во внимание, прежде чем оргструктура компании будет сформирована, например:
Вертикаль подчинения определяет, как делегируются задачи и утверждается работа. Эффективная организационная структура управления даст возможность определить, сколько «звеньев» в цепочке подчинения должен иметь конкретный отдел или направление деятельности. Другими словами, кто кому о чём должен сообщить? И как проблемы, запросы и предложения передаются вверх и вниз по этой цепочке?
Формирование структуры подразделений является одним из приоритетных элементов организационной структуры. Это группирование команд и специалистов на основе должностных инструкций, навыков, местоположения или других факторов, которые их связывают.
Этот элемент регулирует количество прямых подчинённых, которыми управляет один руководитель. Чтобы определить правильный диапазон непосредственного подчинения, вам необходимо оценить способности ваших руководителей, размер рабочих мест и уровень опыта сотрудников.
Этот аспект определяет, где в конечном итоге принимаются решения. После того, как вы наладили системы субординации, вам нужно будет подумать, какие люди и отделы имеют право голоса при принятии решений. При централизованном подходе окончательные решения принимаются всего одним или двумя менеджерами. При децентрализованном подходе окончательные решения принимаются внутри команды или отдела, ответственного за выполнение этого решения.
Выделяются три типа подхода к формированию системы организационной структуры управления.
Существуют некоторые принципы, которые будут общими для всех организаций, независимо от их типа или рода деятельности. Эти принципы служат основой для создания прочной, эффективной и действенной организационной структуры. Вот некоторые из них.
Рассмотрим основные типы и характеристики оргструктур. Эти модели не являются чем-то неизменным и определённым раз и навсегда. Их можно адаптировать под конкретный бизнес с его особенностями, комбинировать, дополнять и совмещать.
Линейная организационная структура – один из простейших типов оргструктур, его ещё называют традиционным. Уровни в структуре управления организованы сверху вниз по убыванию, и каждый руководитель осуществляет контроль работы сотрудников своего отдела.
Плюсы линейной оргструктуры:
Отметим следующие недостатки:
Функциональная организационная структура – один из наиболее распространённых типов оргструктур. В этом случае организация делится на департаменты на основе общих должностных функций. Например, организация с функциональной моделью управления сгруппирует всех маркетологов в одном отделе, всех продавцов в другом отделе и всех специалистов по обслуживанию клиентов в третьем отделе. Функциональная структура обеспечивает высокую степень специализации сотрудников и легко масштабируется в случае роста организации.
К преимуществам данной организационной структуры относят:
Минусы:
Дивизионная организационная структура организации предполагает разделение на более мелкие структурные единицы (т. е. каждое подразделение в дивизионной структуре может иметь свою собственную команду маркетинга, свою команду продаж и т. д.). Деление производится по линиям продуктов или географическим регионам. Вариант дивизионной управленческой структуры – одна материнская компания владеет несколькими дочерними компаниями, каждая из которых использует бренд и название материнской.Достоинства дивизионной оргструктуры:
Недостатки:
В этом случае в качестве подразделения выступает команда, которая работает над конкретным проектом. В этой структуре менеджер проекта является лицом, принимающим решения, и ему подчиняются члены команды.Выделим следующие преимущества такой оргструктуры:
специализированные команды могут добиться блестящих результатов можно ставить жёсткие временные рамки, поскольку ресурсы выделены именно под проектную деятельность
Недостатки:
отсутствие интереса к развитию проекта у команды после завершения работы высокий риск ошибки
Недостатки:
Это сложная система с двойным подчинением. Члены команды подчиняются нескольким руководителям. Наличие нескольких руководителей обеспечивает взаимодействие в масштабах всей компании и ускоряет реализацию проектов. Например, отчитываясь функциональному менеджеру и менеджеру проекта, сотрудник имеет возможность накопить опыт за пределами своей команды. В то время как функциональные менеджеры могут помочь решить конкретные проблемы работы, менеджеры проектов могут привнести знания или таланты из других отделов.Преимущества матричной модели управления:
Негативные моменты:
Используется на предприятиях с бригадным типом производства. У каждой бригады есть собственный план работы, им выделяется сырьё и инструменты. Принятием внутренних решений по вопросам работ и распределения обязанностей бригада занимается самостоятельно.Достоинства бригадного типа управления:
Отрицательные моменты:
Разработка управленческой структуры (оргструктуры) компании обязательна для муниципальных и государственных учреждений. Коммерческие предприятия не обязаны ничего разрабатывать, свою деятельность они ведут так, как считают нужным. Однако проигнорировать этот шаг не получится. При отсутствии официальной структуры рано или поздно всё равно сформируется неофициальная структура взаимодействия между подразделениями. И может получиться так, что эта структура будет далеко не такой эффективной, если бы она была спланирована заранее. Чтобы этого не произошло, разработку организационной структуры лучше выполнить как можно раньше.