Не каждый дом может похвастаться подземной парковкой или просторной наземной. С приближением зимы «битва за парковку» становится ожесточённее: места во дворах становится меньше и ссоры между жильцами возникают чаще.
А тут ещё и вопросы, кто может распоряжаться парковочными местами, кого пускать на парковку, а кого нет. Сегодня мы расскажем, как их решает суд и что сделать управляющей организации, чтобы до суда не дошло.
Ответственность УО за незаконную установку парковочного барьера
История произошла в Москве. Жильцы многоквартирного дома оборудовали парковку возле дома: разметили места, собрали взнос и установили шлагбаум. Всем автолюбителям дома выдали брелоки для проезда во двор.
Прошло два года, и одной жительнице дома запретили проезжать во двор, даже вернули взнос за шлагбаум.
Также необходимо учитывать экологические аспекты, включая установку урн для мусора и обеспечение зелёных зон.
Для получения точной информации о правилах и нормах на вашем конкретном участке, рекомендуется обратиться в местные органы власти или специализированные юридические консультации.
При неоплате штрафов и игнорировании требований власти могут принять решение демонтировать парковку.
Перед тем как сделать парковку во дворе многоквартирного дома, необходимо убедиться, что участок относится к придомовой территории и поставлен на кадастровый учет.
УО может следить за процессом обустройства парковки подрядными организациями, чтобы все выполняемые работы соответствовали требованиям и собственники остались довольны.
Верховный Суд РФ о запрете въезда на парковку многоквартирного дома
Нередко бывает так, что жильцы пытаются захватить парковочное место. В этом случае стоит напомнить им, что парковка входит в состав общего имущества МКД и ей вправе пользоваться все собственники, выделить себе отдельную долю нельзя.
Бывает и обратная ситуация, когда общее собрание собственников пытается ограничить доступ на парковку отдельным собственникам, мотивируя это, например, долгами за коммунальные услуги или наличием у собственника нескольких машин.
Если эти условия не соблюдены, распоряжение земельным участком, установка на нём ограждений и шлагбаумов будет считаться самозахватом территории.
Может выясниться, что земельный участок не принадлежит собственникам помещений в МКД на праве общей долевой собственности. Тогда, в первую очередь, придётся составить межевой план и оформить право собственности на земельный участок.
Когда земельный участок под МКД оформлен, собственники помещений в таком доме вправе распоряжаться им на основании ч. 2 ст. 36 ЖК РФ.
После того, как документы для организации парковки готовы, соберите с собственников денежные средства, которые были определены общим собранием на оборудование парковочных мест, наймите проектную организацию и строителей.
Выхлопы с работающей машины не должны попадать в окна расположенных рядом квартир.
При оформлении документов пожарные учитывают места прохождения труб газовой системы, электрических подстанций и распределителей, прохождение высоковольтных линий. Все эти трубопроводы и узлы имеют свои нормы безопасности минимального расположения.
Собрав пакет документов и получив поддержку местных властей, следует согласовать разрешение в ГИБДД. После этого согласовываются документы со схемами двора и места парковки на них, в отделе градостроения и архитектуры.
Общая парковка на придомовой территории используется в соответствии со следующими правилами:
Кроме того, согласно СП 113.13330.2016, на парковке должны быть оборудованы места для инвалидов. Под такие места отводится 10 процентов от общего количества парковочных мест. Ширина машиноместа для инвалидов должна составлять 3,5 метра.
Также такое место сопровождается специальной разметкой и знаками.
При организации парковки предусмотрите удобные въезды и выезды: лучше, если они будут раздельными. Стоянка не должна создавать помех дорожному движению.
Каждое место на парковке нужно выделить разметкой.
УО и благоустройство дворовой территории
В первую очередь определите, кому принадлежит земельный участок, на котором планируется организовать парковку. Земельный участок, на котором находится МКД, должен быть поставлен на кадастровый учёт и относиться к придомовой территории МКД.
Придомовая территория как раз такое имущество.
Ограждения установили законно, протоколы собраний, правила пользования парковкой и регламенты оформили правильно, разрешение от администрации получили.
Обиженная жительница пожаловалась суду, что нарушили её право на беспрепятственный подъезд к жилищу. Суд установил, что никто не ограничивал ей доступ к жилищу, потому что у любого автомобиля оставалась возможность заезжать во двор для загрузки.
Оставлять автомобиль на длительный срок по правилам могли только те, у кого есть разрешение собрания автовладельцев. Решение большинства собственников выполняют в том числе и те, кто с ним не согласен.
Жительница обратилась в Верховный суд РФ.
После подачи всех необходимых документов потребуется некоторое время на их рассмотрение в администрации. Собственники будут уведомлены о решении администрации в письменном виде.
Согласно установившейся практике, подобные решения принимаются в течение месяца. Тем не менее, если администрации потребуется установление фактов, отсутствующих в предоставленных документах, то рассмотрение может затянуться.
В случае получения одобрения со стороны администрации, следующей инстанцией станет Роспотребнадзор.
Данная организация предоставляет отдельное заключение. Не исключено, что в заключении будет отказано. В таком случае необходимо установить причину отказа и устранить ее.
В большинстве случае отказ возможен по причине ошибок, допущенных при составлении проекта.
Такое положение подготовьте заранее и предложите собственникам для ознакомления. Если в доме ТСЖ, ЖК, можно также предложить редакцию изменений в устав ТСЖ, ЖК.
Ответственным лицом, указанным в пункте 8 повестки, может быть УО, председатель ТСЖ, председатель совета МКД или кто-то еще.
Возможность установить плату за пользование парковкой следует из статей 36, 44 ЖК.
Достаточно ли решения только собственников, у которых есть автомобили, для устройства платной парковки на придомовой территории
Нет, недостаточно.
Собственники-автовладельцы не уполномочены принимать подобные решения (обзор судебной практики Верховного суда № 1 (2018), утв. Президиумом Верховного суда 28.03.2018).
Получается, что помочь управляющая организация может, но затраты на организацию парковки должны взять на себя собственники помещений в МКД.
Решение об использовании земельного участка многоквартирного дома принимается на общем собрании собственников помещений в таком доме. Земельный участок относится к общему имуществу, поэтому для его организации необходимо согласие ⅔ собственников помещений (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). На этом же собрании собственники могут определить размер средств, запланированных на организацию парковки.
Основной проблемой при проведении такого собрания может стать несогласие жителей, у которых нет личных автомобилей.
Они предпочтут организовать на земельном участке детскую площадку, клумбы или сквер.
Кроме того, собственникам и иным законным владельцам помещений также не должно создаваться помех в пользовании общим имуществом МКД.