Содержание
В 2025 году наличие печати — право, а не обязанность предпринимателя.
Договоры и акты приемки работ, заверенные подписью без печати, имеют равноценную значимость, как и проштампованные.
При использовании электронного документооборота специальной электронной печати для ИП также не требуется, она заменяется электронной подписью (ЭЦП).
В бизнес-среде бытует мнение, что печать использовать надежнее, так как она менее подвержена подделкам, чем рукописная подпись.
Кроме того, ее наличие позволит избежать лишних споров и регулярных отсылок к действующему законодательству.
Важно. Если у ИП есть печать, то все документы без исключения должны быть ею заверены.
Подача заявок на участие в тендерах
Бумажная форма в обязательном порядке должна быть заверена оттиском.
Для онлайн-заявки достаточно электронной подписи, которая имеет равнозначную юридическую силу.
Открытие счета для ИП
Как правило, небольшие банковские организации требуют заверки документов ИП печатью, крупные банки на этом не настаивают.
В данной ситуации возможно обращение в другую банковскую структуру или открытие счета в онлайн-формате.
Оформление сделок и заключение договоров с крупными организациями
Некоторые компании могут сотрудничать только с предпринимателями, которые используют печать, считая это гарантией надежности и дополнительной защитой от мошеннических действий.
Использование в трудовых книжках
Предприятия, использующие бумажные трудовые книжки, обязаны оформлять записи (трудоустройство, увольнение и перевод сотрудников) удостоверяя их печатью.
Читайте по теме:
Виды и требования к электронным документам
Cервисы электронного документооборота (ЭДО) в 2025 году
Печать не нужна для предпринимателей без работников или использующих электронный формат.
Оформление доверенности
Часть 6 ст. 61 АПК РФ обязывает ставить оттиск на доверенностях, в противном случае они будут считаться недействительными.
Альтернативный вариант передачи полномочий — оформление доверенности через нотариуса в качестве гражданского лица.
Нормативных актов, в которых четко обозначен внешний вид оттиска, на текущий момент нет.
Предприниматели обычно заказывают печать круглой формы (треугольные и квадратные используют реже).
Указываются основные данные:
При наличии логотипа — размещают его в центре.
Важно. Изготовление печати занимает от нескольких часов до нескольких дней. Затраты на печать составят в среднем 1000 рублей, в зависимости от сложности дизайна.
Закон № 2-ФКЗ от 25 декабря 2000 года запрещает использование оттисков с гербами Российской Федерации (а также с гербами субъектов и городов РФ) любым организациям, кроме государственных.
Запрещено использовать товарные знаки сторонних организаций, это может быть расценено как нарушение исключительных прав.
Закон не требует обязательной регистрации печати в ИФНС.
В налоговой службе специально не отслеживается информация о ее наличии.
Однако если запрос на регистрацию инспекцией получен, то оттиск будет зарегистрирован во внутренней базе данных.
Читайте по теме:
Сроки и правила хранения документации
Все о цифровизации документооборота: какие продукты есть на рынке и кому они подходят
При любых спорных ситуациях судебные органы признают подлинность того документа, на котором отображен оттиск, зарегистрированный в ИФНС.
Важно. Снимать печать с учета в налоговой службе не обязательно. Если ИП прекратил деятельность, оттиск автоматически теряет юридическую силу.
Владелец для надежности может уничтожить печать самостоятельно, чтобы предотвратить ее использование другими лицами.
Законодательство РФ не предусматривает наказания, если печать отсутствует.
Предприниматель имеет право работать без печати, не опасаясь понести какую-либо ответственность.
Кроме того, все документы, заверенные подписью ИП, считаются действительными.
Если у ИП нет печати, предприниматель может уведомить об этом контрагентов в почте или по телефону. Если компания крупная, то этого может быть недостаточно, и тогда нужно составить уведомление.
Подать документ можно в бумажном виде, используя при этом фирменный бланк или листы формата А4.
Наполнение документа четко не регламентировано, и заявление может быть подано в свободной форме.
Также документ можно отправить и через ЭДО.
Положительными аспектами применения печати можно считать возможность упрощенного заключения сделок с крупными контрагентами, повышение доверия при заключении договоров и дополнительную защиту документации.
Среди недостатков — дополнительные расходы на изготовление, ремонт и восстановление печати при утере.
ФЗ-129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» разрешает ИП работать без печати. Современные условия позволяют вести документооборот. Однако использование оттиска может стать надежным подспорьем при заключении сделок с крупными компаниями и госорганизациями, а также упростит участие в тендерах.
Фото на обложке: Pexels