Внесенные в 2013-2017 годах изменения в законодательные акты, регламентирующие порядок проведения регистрации автомобилей, а также введение предоставления государственных услуг гражданам в электронном виде существенно упрощают процедуру постановки на учет новым владельцем после покупки ТС с номерами. Обо всем этом подробно вы прочитаете в нашей статье.
Приказ МВД России от 21.12.2019 N 950 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств» был существенно изменен порядок регистрации автомобиля.
Процедура постановки на учет автомобиля после сделки купли-продажи была упрощена.
В соответствии с Административным регламентом не требуется снятие ТС с учета, как это было раньше. Собственник может продавать машину с регистрационными знаками, а покупатель, если его устраивают эти номера, может оставить их себе. Покупателю в данном случае не придется оплачивать госпошлину в размере 2 000 рублей за выдачу номерных знаков.
Если номера сильно изношены, плохо читаемы, то в соответствии с тем же Приказом № 950 их необходимо заменить. Это может сделать как продавец перед проведением сделки, так и покупатель при постановке машины на учет. При этом придется оплатить пошлину за замену госномеров в размере 2 000 рублей.
Для оформления соглашения купли-продажи автомобиля с рук с номерами необходимы следующие документы:
Покупка автомобиля с рук имеет существенные риски, как для покупателя, так и для продавца. Есть вероятность столкнуться с мошенниками, поэтому необходимо иметь четкое представление о порядке проведения сделки и дальнейших регистрационных действиях, а также о необходимых документах для оформления соглашения.
После того как подобран подходящий вариант автомобиля на рынке или в Интернете, необходимо узнать у владельца регистрационные знаки и ВИН-номер. Имея эти данные, можно получить по электронным базам, находящимся в открытом доступе, информацию об автомобиле.
Эти сведения дадут возможность при встрече с продавцом соотнести его данные с данными в документах на ТС и избавят от неприятных сюрпризов при регистрации автомобиля.
Доступные сервисы для проверки автомобиля перед покупкой:
Всю полученную информацию необходимо записать, чтобы потом сверить с документами на автомобиль.
Владелец может отказаться сообщить ВИН-номер и госномера по телефону, опасаясь мошенников. Тогда обязательно нужно проверить автомобиль и владельца по этим сайтам при личной встрече. Проверить необходимо паспорт владельца, паспорт транспортного средства и СТС. Данные СТС и ПТС должны совпадать.
Если машину продает представитель по доверенности, то лучше подобрать другой вариант, так как доверенность может быть аннулирована в любой момент, и сделка будет недействительной.
Следующим шагом будет осмотр автомобиля перед покупкой, а также его тест-драйв. Этому этапу следует уделить пристальное внимание, так как от технического состояния машины будет зависеть его дальнейшая эксплуатация без проблем или необходимость вкладывать средства в ремонт.
На встречу лучше пригласить человека, который разбирается в машинах, или доверить это специалистам на станции техобслуживания.
Если техническое состояние машины удовлетворительное и документы в порядке, можно оформлять договор купли-продажи. Он должен быть составлен в письменной форме в количестве не менее трех экземпляров. Документ обязательно должен содержать следующее:
В дополнение к ДКП может быть составлен акт приема-передачи автомобиля, в котором подтверждается факт передачи, а также указывается техническое состояние ТС. Составляется в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.
Согласно Приказу МВД России от 21.12.2019 N 950 п. 58 поставить машину на учет возможно в любом регистрационном подразделении ГИБДД независимо от места регистрации покупателя или проведения сделки.
При приобретении автомобиля в другом регионе лучше поставить его на учет на месте. Государственные регистрационные знаки будут иметь номер региона, в котором они получены.
В дальнейшем их можно заменить в регионе регистрации владельца или постоянной эксплуатации машины.
При получении номеров с маркировкой другого региона следует учитывать стоимость оформления полиса ОСАГО и величину транспортного налога. Они имеют различную величину в зависимости от региона. Так, в Санкт-Петербурге, Москве и Челябинске самые высокие тарифы на оформление полиса ОСАГО.
После покупки авто новому собственнику нужно оформить страховку. Для этого необходима действующая диагностическая карта автомобиля. В случае окончания срока ее действия на момент оформления ОСАГО, необходимо будет пройти техосмотр на станции ТО, имеющей аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков. Выдается карта на бумажном носителе и параллельно вносится в электронную базу, доступную сотрудникам ГИБДД и страховщикам.
После этого оформляется полис ОСАГО непосредственно в страховой компании или через Интернет. В последнем случае лучше распечатать бланк для предъявления при регистрации ТС в ГИБДД.
После подписания ДКП и оформления полиса ОСАГО необходимо поставить машину на учет. Подать заявление на регистрацию автомобиля можно при личном визите в ГИБДД или через портал Госуслуги. Электронная подача документов позволяет сократить временные затраты, а также получить скидку в размере 30% при оплате государственных пошлин через сайт Госуслуги.
За регистрацию автомобиля с номерами необходимо оплатить государственную пошлину в размере 500 рублей за выдачу СТС и 350 рублей за внесение изменений в ПТС согласно ст. 333.33 НК РФ. Если номерные знаки в плохом состоянии, то придется оплатить пошлину за замену регистрационных знаков в размере 2000 рублей.
После подачи документов и заявления на регистрацию в ГИБДД машина должна быть осмотрена сотрудником МРЭО, о чем делается отметка в акте осмотра. После этого подготавливается свидетельство о государственной регистрации ТС, вносятся изменения в паспорт транспортного средства и документы выдаются новому собственнику.
Существующая возможность купли-продажи автомобиля с номерами упрощает процедуру передачи имущественных прав новому владельцу. Кроме того, снижает финансовые затраты на оформление документов.