Все правонарушения весьма разнообразны. Это объясняется многообразием субъектов, мотивами и целями деяний, особенностями жизненных ситуаций, различным содержанием общественных отношений, на которые направлены деяния правонарушителя и т.п. Все это многообразие позволяет классифицировать административные правонарушения по самым различным основаниям.
Не существует единого критерия классификации административных правонарушений, так как они разнообразны, поэтому их можно классифицировать по различным основаниям.[4]
В зависимости от источника, который устанавливает состав административного правонарушения, выделяют административные правонарушения, которые предусмотрены КоАП РФ, и административные правонарушения, которые предусмотрены законами субъектов РФ.
Также применяется комплексный критерий, который включает совокупность признаков, которые в свою очередь характеризуются единством правового регулирования, устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правоотношений.
К комплексному критерию классификации видов административных правонарушений относятся родовой объект посягательства (например, общественный порядок, собственность, порядок управления) и отраслевая направленность проступка, т.е. конкретная область государственного управления (например, промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, экологию и т.д.).
В соответствии с данным критерием все виды административных правонарушений делятся на административные правонарушения, посягающие на:
Данная классификация помогает ориентироваться органам исполнительной власти, должностным лицам и гражданам в большом количестве запретов. Это необходимо для укрепления законности в стране.
По степени общественной опасности среди административных правонарушений выделяют административные правонарушения с основным (простым) составом, с квалифицированным составом и с привилегированным составом.
Административные правонарушения с основным (простым) составом содержат признаки, смягчающие и отягчающие общественную опасность деяния.В административных правонарушениях с квалифицированным составом указываются признаки, повышающие общественную опасность деяния.В административных правонарушениях с привилегированным составом указываются признаки, смягчающие общественную опасность деяния.
Взависимости от субъекта административные правонарушения делятся на административные правонарушения с общим субъектом, со специальным субъектом, совершенные юридическим лицом, совершенные физическим лицом.
В зависимости от характера субъективной стороны административные правонарушения делятся на правонарушения с умышленной формой вины и с неосторожной формой вины.
В зависимости от характера причиненного вреда административные правонарушения делят на правонарушения с формальным составом и с материальным составом.
Административные правонарушения с материальным составом — административные правонарушения, которые причиняют реальный, действительный вред, влекут наступление административной ответственности. Данные правонарушения заключаются в причинении вреда, имеющего имущественный характер (порча, уничтожение, хищение материальных ценностей), либо физический вред (например, причинение телесных повреждений). Примерами таких проступков могут послужить повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ), мелкое хищение чужого имущества (ст. 7.27 КоАП РФ) и др.
Формальные административные правонарушения состоят в том, что их объективная сторона состоит в противоправном действии или бездействии, вне зависимости от наступления вредных последствий. Ответственность за данные деяния наступает независимо от того, возникли или нет непосредственные материальные последствия от проступка, достаточно самого факта нарушения определенных правил. Примером может послужить нарушение Правил дорожного движения, санитарных норм, не связанные с причинением материального или физического вреда.
В зависимости от содержания объективной стороны административные правонарушения делятся на длящиеся и продолжаемые административные правонарушения. Также согласно данному признаку административные правонарушения делятся на те, которые совершены повторно и неоднократно.
Длящееся правонарушение заключается в действии или бездействии лица, которые заключаются в длительном невыполнении данного лица возложенных под угрозой административной ответственности на него обязанностей. К данным лицам относятся физические и юридические лица.
Длящийся характер правонарушений неразрывно связан с установлением срока давности привлечения к юридической ответственности за их совершение. Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении срок давности начинает исчисляться с того дня, когда было обнаружено административное правонарушение.
Длящееся правонарушение может выражаться в различных формах (уклонение от передачи, сокрытие прибыли, неявка в военкомат и др.). Но чаще всего оно выражается в бездействии.
Длящееся правонарушение отличается непрерывным осуществлением состава в течение определенного периода времени. Выделяют два вида таких правонарушений:
1) возникающие с момента совершения деяния (действия, бездействия), события;
2) возникающие по истечении определенного срока. Такой состав имеет место, когда истек установленный срок для правомерного исполнения соответствующей обязанности.
Констатировать же окончание формирования состава правонарушения можно сразу на следующий день после истечения соответствующего срока для исполнения обязанности (на этот момент в деянии содержатся все конструктивные признаки состава административного правонарушения).
Продолжаемое административное правонарушение представляет совокупность нескольких тождественных деяний, за каждое из которых лицо подлежит административной ответственности.
Повторное административное правонарушение представляет из себя деяние, которое совершено одним и тем же лицом в течение срока погашения административной ответственности, за которое данное лицо уже подвергалось административному наказанию.
Неоднократное административное правонарушение заключается в совершении одним и тем же лицом совокупности однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей или частью статьи КоАП РФ.
Таким образом, существует различная классификация административных правонарушений: в зависимости от источника установления состава административного правонарушения; комплексный критерий; в зависимости от степени общественной опасности, от характера субъективной стороны, от характера причиненного вреда, от субъекта, от содержания объективной стороны.