Письмо Минфина России от 13.10.2022 N 05-06-14РМ/99138 “Официальные разъяснения N 1 по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 618”
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 октября 2022 г. N 05-06-14РМ/99138
ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ N 1
ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 8 СЕНТЯБРЯ 2022 Г. N 618
Министерство финансов Российской Федерации, руководствуясь пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 618 “Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами” (далее – Указ N 618), разъясняет отдельные вопросы применения Указа N 618.
1.
Правительственной комиссии, относятся, в том числе:
переход доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьему лицу;
приобретение обществом с ограниченной ответственностью доли в своем уставном капитале;
выход участника из общества с ограниченной ответственностью путем отчуждения своей доли обществу или требования приобретения обществом доли;
передача доли в обществе с ограниченной ответственностью в инвестиционный фонд;
договор с коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью;
договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г.
В целях применения Указа N 618 лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия (далее – иностранные государства, совершающие недружественные действия), также не признаются:
а) лица, находящиеся под контролем юридических лиц или физических лиц, личным законом которых является право иностранного государства, не относящегося к иностранным государствам, совершающим недружественные действия, при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 г.;
б) лица, находящиеся под контролем иностранного государства, не относящегося к иностранным государствам, совершающим недружественные действия, при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 г.
Правила определения личного закона физических и юридических лиц определены статьями 1195 и 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации соответственно.
5.
Российской Федерации (в том числе на основании разрешения Правительственной комиссии, выдаваемого на основании абзаца третьего подпунктов “а” и “б” пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 81 “О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации”), может повлечь необходимость получения разрешения Правительственной комиссии, выдаваемого в соответствии с пунктом 2 Указа N 618, поскольку переход права собственности на доли (акции) юридических лиц, являющихся участниками обществ с ограниченной ответственностью, может повлечь за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью.
9.
Перечень случаев применения названного запрета содержится в пункте 2 Указа N 520.
Следует учитывать, что выдача разрешений на совершение указанных сделок (операций) Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее – Правительственная комиссия) не осуществляется.
Сделки (операции), на совершение которых в соответствии с Указом N 520 установлен запрет, могут быть совершены только на основании специального решения Президента Российской Федерации (пункт 5 Указа N 520). Сделки (операции), совершенные в нарушение положений Указа N 520, являются ничтожными (пункт 4 Указа N 520).
8.
При определении лиц, являющихся резидентами, необходимо руководствоваться понятием “резидент”, данным в пункте 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”.
Необходимо также учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г.
N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
2.
Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе, если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), или лиц, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее – лица иностранных государств, совершающих недружественные действия), необходимо руководствоваться перечнем иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г.
Это архивная публикация – она может содержать устаревшую информацию.
Представить декларацию о доходах, полученных в 2024 году, необходимо до 30 апреля 2025 года.
Отчитаться о доходах необходимо, если в 2024 году налогоплательщик, к примеру, продал недвижимость, которая была в собственности меньше минимального срока владения, получил дорогие подарки не от близких родственников, выиграл небольшую сумму в лотерею, сдавал имущество в аренду или получал доход от зарубежных источников.
Сдать декларацию 3-НДФЛ также должны индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица.
Оплатить НДФЛ, исчисленный в декларации, необходимо до 15 июля 2025 года.
Подать декларацию также необходимо, если при выплате дохода налоговый агент не удержал НДФЛ и не сообщил в налоговый орган об этом.
6.
Установленный Указом N 618 особый порядок осуществления (исполнения) сделок (операций) не применяется к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям.
При определении юридических лиц, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, необходимо руководствоваться понятиями, содержащимися в статье 1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” и статье 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” соответственно.
7.
а) они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае, если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;
б) информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами, названными в подпункте “а” настоящего пункта, налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Порядок уведомления налоговых органов Российской Федерации об участии в иностранных организациях, о контролируемых иностранных компаниях и признания налогоплательщиков контролирующими лицами определен статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации.
4.