Инвентаризация – важная процедура, которая позволяет упорядочить учет имущества в компании.
Приказ по результатам инвентаризации – документ, который утверждает ее результаты. Он бывает 3 основных видов:
Данный документ играет важную юридическую роль. Он закрепляет все этапы инвентаризации и ее итоги. Без утвержденного приказа нельзя внести результаты в бухучет.
Согласно закону, инвентаризацию можно проводить в таких случаях:
Для ее проведения создается комиссия, в которую входят представители разных подразделений:
Основные этапы инвентаризации:
Результаты инвентаризации заносятся в специальные документы, такие как инвентаризационная опись по форме ИНВ-3.
После окончания инвентаризации выявляются расхождения фактического наличия имущества с данными бухучета.
Это могут быть как излишки, так и недостачи. Результаты вносятся в бухгалтерский учет следующими проводками:
При излишкахДт 10 Кт 91При недостаче сверх нормыДт 94 Кт 10
Недостачи в пределах норм списываются как естественная убыль. При превышении норм со счета 94 происходит взыскание с виновных лиц.
Таким образом, правильное отражение результатов инвентаризации важно для достоверности бухучета.
Приказ о результатах инвентаризации утверждает эти результаты, что позволяет занести данные в учет.
Документ оформляется на фирменном бланке компании или на простом листе бумаги с реквизитами.
Обязательные реквизиты:
В содержательной части указываются:
Ниже приведен образец приказа о результатах инвентаризации.
Если в результате инвентаризации выявляются излишки, в приказе делается такая запись:
Утвердить результат инвентаризации товарно-материальных ценностей с излишком в количестве 150 единиц продукции общей стоимостью 100 000 рублей.
Стоимость излишков определяется исходя из рыночной цены. Их необходимо внести в бухучет.
Чтобы избежать ошибок, соблюдайте следующие правила:
Готовые образцы приказов можно найти в системе “Консультант Плюс”.
После подписания приказа нужно зарегистрировать его в специальном журнале учета приказов в организации.
Хранится документ в папке “Приказы по основной деятельности” вместе с другими приказами.
В архив приказ о результатах инвентаризации передается после утраты действия, но не ранее 3 лет.
Срок хранения в архиве – 5 лет.
Если в подписанном приказе об утверждении результатов инвентаризации выявлены ошибки, нужно сделать следующее:
Таким образом данные бухучета будут исправлены.
Для бизнеса полезно использовать специальные программы, которые автоматизируют процесс инвентаризации и документального оформления ее итогов.
Функционал таких программ включает:
Такие программы позволяют избежать ошибок и провести инвентаризацию быстро и с минимальными затратами.