76
Лекция № 3. Размещение военнослужащих. Распределение времени в воинской части
Учебные и воспитательные цели:
Изучить порядок размещения военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок в воинской части (подразделении).
Воспитывать моральную и психологическую готовность к защите Отечества, к точному и строгому выполнению требований уставов, наставлений, положений Российского законодательства.
Время — 90 минут.
Расчет учебного времени
№№ п/п
Учебные вопросы
Время, мин
1.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
10
2.
Основная часть
75
1. Размещение военнослужащих.
35
2. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих.
40
3.
ЗаключИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
5
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер.
Мультимедиа проектор.
Учебно-методические документы на занятие.
Литература:
Устав внутренней службы ВС РФ. ― М.: Воениздат, 2007.
Задание на самостоятельную работу студентам:
Изучить порядок содержания помещений и территории воинской части, типовой распорядок дня воинской части.
Методические указания по подготовке и проведению занятия:
Тема «Размещение военнослужащих. Распределение времени в воинской части» является одной из основных при изучении дисциплины «Общевоенная подготовка» и как следует из названия, должна определить правила внутреннего порядка в воинской части (подразделении).
Специфика и особенности темы проявляются в обучении студентов в тесной взаимосвязи с другими военно-профессиональными дисциплинами: «Общая тактика», «Общественно-государственная подготовка».
Учебные цели занятия заключаются в рассмотрении и изучении порядка размещения военнослужащих, распределения времени и повседневного порядка в воинской части (подразделении).
В ходе изучения материала лекции используется исторический опыт развития и применения частей ВВС в Великой отечественной войне, в военных современных конфликтах, опыт боевой подготовки войск.
По своей структуре лекционное занятие состоит из трех частей: организационная часть (вступление), собственно лекция (введение и учебные вопросы) и заключительная часть.
Организационная часть имеет целью проверку наличия студентов и их готовности к учебной работе. Для обеспечения эффективного контроля наличия студентов на занятии можно заблаговременно закрепить места в аудитории за отделениями. В начале занятий преподавателю достаточно отдать распоряжение командиру взвода составить список отсутствующих. Впоследствии преподаватель непременно делает соответствующие пометки в журнале учета учебных занятий. С тех студентов, кто отсутствовал, следует спросить объяснение на очередных занятиях. Контроль и принятие мер по его результатам составляют важные элементы укрепления дисциплины среди студентов.
Изложение материала занятия производится по концентрической схеме.
Лекция призвана воздействовать на абстрактное мышление студентов, управлять им и способствовать его развитию в нужном направлении. Достигается это за счет четкого, логически связанного материала, умелого использования примеров, объяснений, доказательств, хорошо отработанной речи преподавателя. Лекция читается неторопливо, простым, ясным и доступным языком. Чтение ведется цельно, без остановок для ответов на вопросы. Их нужно задавать в конце лекции. Остановка для ответа нарушает стройность изложения материала и приводит к непроизвольной трате времени.
В случаях крайней утомленности студентов, при небольшой их численности и неуверенности преподавателя в том, что его понимают, рекомендуется ставить вопросы студентам и выслушивать их ответы.
Очень важно в изложении материала соблюдать логическую последовательность. Изложение от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному должно соблюдаться неукоснительно. К изложению нового положения, новой идеи студентов необходимо подготовить кратким вступлением.
Переходя к изложению основного содержания занятия, преподаватель должен повторно сформулировать перед аудиторией первый вопрос занятия как исходный тезис, обоснованию которого будет подчинена вся логика его рассуждений в ходе изложения материала.
Закончив изложение первого вопроса, преподаватель должен сделать вывод по изложенному материалу, предложить студентам задать возникшие в ходе занятия вопросы и кратко на них ответить. Затем, в той же последовательности приступить к изложению следующего вопроса и т.д.
При раскрытии учебных вопросов необходимо подчеркнуть и выделить основные положения вопроса (в тексте занятия эти положения выделены курсивом).
При раскрытии первого вопроса необходимо уделить внимание разъяснению следующих моментов:
правила размещения военнослужащих.
При раскрытии второго вопроса необходимо разъяснить:
распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих.
С целью активизации обучаемых, занятие по теме целесообразно проводить активным методом, используя элементы визуальной иллюстрации (применяя показ слайдов или наглядных пособий) и принципа обратной связи, используя в этих целях заранее подготовленные вопросы для обучаемых по изучаемой теме.
Особенно убедительным является фактический материал. Факты, события и явления, приводимые преподавателем, должны отличаться новизной и соответствовать опыту студентов. Нельзя приводить случайные примеры. Их нужно тщательно продумывать заблаговременно с таким расчетом, чтобы они полностью подтверждали основную идею. Количество примеров должно быть в пределах 3-4.
В ходе изложения основных вопросов занятия рекомендуется использовать мультимедиа проектор с подготовленным набором слайдов, на которых должны быть представлены:
название и вопросы занятия;
рекомендуемая для самостоятельного изучения литература;
новые понятия, раскрываемые в ходе изложения материала;
иллюстративный материал.
(Набор слайдов прилагается к тексту занятия).
Они облегчают деятельность преподавателя, увеличивают объем информации, усиливают эмоциональную сторону восприятия. Применение технических средств должно естественно вливаться в словесное изложение материала, быть его продолжением и развитием. Управление техническими средствами должно быть полностью сосредоточенно в руках преподавателя. Это обеспечивает естественный переход от изложения материала к демонстрации наглядного материала и обратно.
В заключении преподаватель делает выводы по изученному материалу, проверяет усвоение материала выборочным опросом, контролирует ведение конспектов, выставляет оценки в журнал, дает задание на самостоятельную работу студентов.