С 1 января 2021 года в правила организации труда и отдыха водителей внесены изменения. Раньше специальному режиму работы подчинялись только штатные водители коммерческих организаций на автомобилях массой от 3.5 тонн и пассажирских автобусов.
Теперь же требования Постановления Правительства РФ №424 касаются также индивидуальных предпринимателей с личными авто, используемыми для ведения бизнеса, сотрудники компаний на служебных авто и вахтовики, которым теперь придется устанавливать тахографы. При этом, изменения не коснутся международных перевозчиков, водителей государственных, военных, охранных, служебных и специализированных автомобилей.
Согласно Постановлению №424, нормы работы и отдыха (режим труда) водителей теперь выглядят следующим образом:
Режим труда может быть нормированным (работа по четко определенным по времени сменам), разрывным (периодами с перерывами при неравномерности перевозок) или ненормированным (в случае производственной необходимости). Следует понимать, что ненормированный график допускается только с согласия профсоюза, а время работы не должно превышать 9 часов в сутки, 56 в неделю или 90 часов в течение двух недель.
Согласно ФЗ№196, контролировать соблюдение этих нормативов должен работодатель или владелец бизнеса, для чего утверждаются Правила внутреннего трудового распорядка и график работы водителей. Установленные правила затем отражаются в трудовом договоре, где четко прописывается режим работы, график работы и условия оплаты для каждого рабочего графика.
Соблюдение установленных нормативов труда и отдыха водителей контролируется сотрудниками ГИБДД и транспортной инспекции (проверка показаний тахографа). Несоблюдение нормативов труда и отдыха, а также отсутствие тахографа на машине – это административное правонарушение (11.23 КоАП РФ).
Важно! За нарушения рабочего графика водителя (превышено время непрерывного управления, суммарное время работы, отсутствие сменщика в ночное время, отсутствует график работы) предусмотрены штрафы – 1500-2000 рублей (водитель), 7000-10000 рублей (должностное лицо), 15000-25000 рублей (ИП) или 20000-50000 рублей (юридическое лицо).
Водитель не может постоянно находиться за рулем, и его рабочее время включает не только управление автомобилем. Обычно смена представляет собой:
В периоды, когда водитель не за рулем и не отдыхает, он тратит время на предрейсовый осмотр ТС и личный медосмотр до и после поездки, заправку автомобиля, стоянку под загрузкой, устранение неисправностей, простой по вине работодателя.
Важно! Если водитель по договору работает 8 часов в смену, то время управления авто (не более 4:30 часа непрерывно), специальные перерывы (45 минут, или 30 и 15 минут) и время не за рулем должны укладываться в эту восьмичасовую рабочую смену. Простой не по вине водителя специальным перерывов не считается.
Кроме того, согласно новым правилам труда и отдыха, в рабочее время теперь не засчитывается время, когда автомобилем управляет сменщик водителя, и время охраны груза.
Водитель, согласно трудовому договору, не может выполнять свои служебные обязанности, если в организации работодателя отсутствует график работы. Поэтому график – документ обязательный, составляется ежемесячно и содержит подробную информацию о количестве рабочих дней и выходных, времени рабочих смен, отдыха и перерывов на питание.
График работы водителя является важным элементом системы учета рабочего времени сотрудника и начисления заработной платы. На сегодняшний день существует два типа учета:
Возможен ли 12-часовой рабочий день? Да, в некоторых случаях это допускается, если:
Полностью ненормированный график работы разрешен для водителей машин МЧС, МВД, аварийно-спасательной службы, ведомственной охраны, геологоразведочных партий, органов власти и самоуправления, а также при международных перевозках. Ненормированное рабочее время в течение суток может иметь любую продолжительность, но не должно превышать 40 часов в неделю.
Рабочее время водителя рассчитывается с учетом всех видов деятельности в течение смены (время за рулем + время не за рулем + специальные перерывы):
Вид деятельности
Фактическое время
Рабочее время
Управление транспортным средством
4 часа
4 часа
Второй водитель на рабочем месте, но не за рулем
4 часа
2 часа (минимум 50%)
Предрейсовый медосмотр
15 минут
15 минут
Охрана груза и автомобиля
2 часа
36 минут (минимум 30%)
Отдых от управления автомобилем
20 минут
20 минут
Важно! Если у водителя в течение рабочей 8-часовой смены есть обязательный обеденный перерыв, то специальные перерывы каждые 4 часа 30 минут ему не требуются.
Отдых водителя – время между рабочими периодами, сменами (рабочими днями) и рабочими неделями, а также основной и дополнительный (при ненормированном рабочем дне) отпуск.
Согласно правилам, продолжительность каждого вида отдыха выглядит следующим образом:
Вид отдыха
Продолжительность
Перерыв на отдых и питание в течение рабочего дня
От 30 минут до 2 часов.
Ежедневный (междусменный) отдых
Минимум в 2 раза дольше рабочей смены (иногда – не менее 9 часов)
Еженедельные выходные дни
Минимум 42 часа непрерывно.
Ежегодный отпуск
Минимум 28 календарных дней (+3 дня при ненормированном графике работы).
Точная продолжительность разных видов отдыха водителя определяется Внутренними правилами организации и графиком рабочего времени сотрудников.
Некоторые категории водителей имеют несколько отличный от общепринятого режим труда и отдыха.
Отдельная тема – водители городских и пригородных автобусов. Они могут непрерывно находиться за рулем 5 часов (перерыв 2-3 часа и в первые 4 часа специальные перерывы по 15 минут). Перерыв между сменами в рабочее время не учитывается и не включает перерыв на прием пищи.
Да, это допустимо, так как у водителя транспортного средства своя специфика работы и свой круг обязанностей. Но если режим труда и отдыха отличается, этот факт обязательно должен быть прописан в Правилах внутреннего распорядка организации и трудовом договоре, а водитель должен быть под роспись ознакомлен со своим графиком работы.
Потому, что в разных организациях водители имеют разный график работы и режим труда и отдыха. При стандартных трудовых сменах одинаковой продолжительности, рабочее время водителя учитывается поденно (тахограф + путевые листы). Если режим работы нестандартный (например, дальние перевозки или срочные выезды), то в разных днях водитель может работать разное число часов, не соблюдая дневную норму, и необходимо использовать суммированный учет (число рабочих часов в месяц).
Согласно новым требованиям к режиму труда и отдыха водителя, для большинства водителей езда без тахографа запрещена. Согласно ФЗ№196, работодатель обязан обеспечить автомобиль приборами учета. Если сотрудники ГИБДД обнаружат отсутствие тахографа, то водитель и его работодатель будут оштрафованы согласно 11.23 КоАП РФ.
Если же тахограф сломался в пути, то водитель имеет право управлять авто, но ехать должен только на базу или в СТО для ремонта (на ремонт дается не более 7 суток).
Нет. Этот штраф оплатить с 50%-ной скидкой не получится – придется платить полную сумму штрафа. Внести платеж можно на официальных интернет-ресурсах ГИБДД, Ространснадзора или Госуслугах.
В заключении отметим, что несоблюдение режима труда и отдыха водителей опасно, так как усталость часто ведет к потере концентрации и тяжелым ДТП с жертвами. Поэтому ГИБДД внимательно следит за тем, чтобы участники дорожного движения садились за руль отдохнувшими и строго соблюдали требования законодательства – обязательно делали перерывы каждые 4.5 часа нахождения за рулем как минимум на 45 минут.
В каждой организации, нанимающей водителей на работу, должны существовать Правила внутреннего распорядка и график работы водителей, которые должны быть отражены в трудовом договоре и соответствовать трудовому законодательству и требованиям ПДД. Несоблюдение режима труда и отдыха водителей – это административное правонарушение, которое моет быть зафиксировано по тахографу и наказывается серьезными штрафами.