Специальный счет на капитальный ремонт многоквартирного дома является финансовым инструментом накопления и расходования взносов владельцев жилых помещений. Открытие и обслуживание указанного счета регламентировано нормами Жилищного кодекса РФ и Федерального закона № 271-ФЗ.
Что такое спецсчет на капитальный ремонт, и какое практическое значение он может иметь для рядовых собственников жилья в многоквартирных зданиях? На протяжении десятилетий обязанность по содержанию жилищного фонда, в том числе и проведение капремонта, возлагалась на государственные или муниципальные органы, при этом специальной оплаты с граждан за проведение данных работ не взималось.
Ситуация изменилась в 2012 году с принятием Федерального закона № 271-ФЗ, которые внес существенный пласт поправок в Жилищный кодекс РФ. С принятием данного нормативного правового акта были введены следующие новшества в части капитального ремонта многоквартирных зданий:
Законодательные акты предоставляют право самим собственникам решать, каким образом будет происходить накопление взносов. Для этого необходимо предварительно оценить все преимущества и недостатки каждого способа аккумулирования денежных средств.
Можно выделить следующие нюансы перечисления взносов и управления ими через регионального оператора:
Если правообладатели жилья принимают решение об открытии спецсчета, они получают возможность не только самостоятельно выбрать кредитное учреждение для управления поступающими взносами, но и существенно сократить сроки ожидания капремонта. Для этого необходимо пройти ряд обязательных этапов для перехода на вариант самостоятельного управления взносами на капитальный ремонт.
От правообладателей жилых и нежилых помещений многоквартирного здания требуется провести ряд обязательных действий, чтобы получить возможность самостоятельно открыть спецсчет для взносов на капремонт. Даже если изначально такое решение не было принято, собственникам жилплощади предоставлено право в любой момент изменить ситуацию и перейти на порядок формирования фонда капремонта на собственном счету.
Рассмотрим этапы, которые предстоит пройти владельцам квартир, чтобы надлежащим образом оформить открытие собственно спецсчета на многоквартирное здание.
Все действия по открытию счета будут иметь практическое значение только в том случае, если многоквартирное здание включено в программу реформирования ЖКХ и капитального ремонта. Установить это можно исходя из перечня объект, включенные в региональные реестры, для чего граждане могут предпринять следующие действия:
Многоквартирные здания включаются в программу капремонта не только исходя из года из постройки, но и ряда иных факторов (например, фактическое состояние на дату последней технической инвентаризации). Нередко возникают ситуации, когда дом отсутствует в утвержденном перечне, хотя по всем показателям должен принимать участие в программе. В этом случае может потребоваться дополнительное обращение в уполномоченные органы с ходатайством о включении здания в программу реформирования жилфонда.
Также на этом этапе необходимо установить все недостатки и преимущества перехода на формирование фонда капитального ремонта на собственном специальном счету дома. При этом нужно учитывать сведения регионального перечня – если капремонт назначен к проведению на ближайшие 1-3 года, решение об открытии специального счета вряд ли будет целесообразным.
Помимо этого, граждане должны обладать всей полнотой информации о правовых последствиях принимаемого решения. Для этого необходимо досконально изучить требования нормативных правовых актов в сфере реформирования жилищного фонда и проведение капитального ремонта. Целесообразно обратиться за помощью квалифицированного юриста в области жилищного права, а государственные органы обязаны в письменной форме отвечать на любые вопросы о разъяснении норм права.
Решение об открытии специального счета для сбора перечисляемых взносов может быть принято только совместно гражданами, владеющими жилыми и нежилыми помещения в многоквартирном здании. Это происходит путем организации и проведения общего собрания правообладателей, с заранее оговоренной повесткой дня.
Инициатором проведения указанного мероприятия могу выступать:
Инициатива выражается путем уведомления в письменной форме каждого правообладателя жилплощади о дате, времени и месте проведения собрания. При этом инициатором встречи должна быть заблаговременная подготовлена повестка дня с примерным перечнем вопросов для рассмотрения.
На этапе подготовки к собранию целесообразно провести встречи с жильцами, на которых необходимо разъяснить все последствия принимаемого решения, а также детально указать все преимущества и минусы такого варианта формирования фонда капремонта. На встречу желательно пригласить специалистов государственных и муниципальных служб и ведомств в сфере ЖКХ для разъяснения всех нюансов дальнейших действий.
Пакет типовых документов для проведения указанного мероприятия можно найти на сайте регионального оператора. На этом же ресурсе содержатся рекомендации по оформлению всех необходимых бланков и форм, а также перечень ответов на типовые вопросы граждан. Исходя из цели проведения предстоящего собрания, в проект повестки дня необходимо включить следующие вопросы:
Содержание повестки дня может расширяться за счет дополнительных вопросов. Целесообразно приложить к повестке дня письменную пояснительную записку по каждому вопросу для заблаговременного разъяснения всех нюансов перед голосованием.
Чтобы принять решение по вопросам повестки дня необходимо получить одобрение не менее 2/3 от общего состава голосов дома. Для целей голосования по данным вопросам законодательством признается, 1 голос приравнивается к 1 кв.м. жилплощади, принадлежащей на праве собственности. Для этого непосредственно перед началом собрания проводится регистрация собственников на основании правоустанавливающих документов на жилье (сведения о количестве квадратных метров можно получить из свидетельства о праве или выписки из госреестра ЕГРН).
Проведение общего собрания допускается в двух формах – очная встреча и заочное голосование. Для проведения мероприятия в очной форме необходимо учесть и соблюсти следующие нюансы:
Итоги голосования по каждому вопросу фиксируются в итоговом протоколе, который будет являться официальным документом для реализации последующих действий.
Заочное голосование может проводиться в случае, если очное собрание было признано несостоявшимся (например, при низкой явке правообладателей жилых помещений). Инициаторами голосования также должна соблюдаться уведомительная процедура – каждому владельцу квартиры направляется письменное извещение о проведении заочного голосования с приложением вопросов повестки дня. Проведение такой формы голосования характеризуется следующими нюансами:
Для проведения такой формы голосования устанавливается определенный срок, а поступившие после предельной даты бюллетени не учитываются при подсчете голосов.
После голосования по всем вопросам повестки дня инициаторы мероприятия должны надлежащим образом оформить все документы. Ключевое значение будет иметь заполнение протокола общего собрания с указанием результатов голосования по каждому вопросу. Исходя их целей проведения собрания, протокол будет содержать следующие данные:
При голосовании в заочной форме к решению прикладываются бюллетени, заполненные каждым голосовавшим собственником.
Об итогах проведенного собрания или голосования должен быть уведомлен каждый правообладатель недвижимости в многоквартирном доме. Эта обязанность возлагается на организаторов проведения голосования.
Если по итогам голосования все вопросы повестки дня надлежащим образом приняты, необходимо обратиться в выбранное кредитное учреждение для оформления необходимых банковских документов. Если специальный счет открывается на ТСЖ или жилищный кооператив, представители указанных структур обращаются в кредитное учреждение с оригиналами документов о принятом решении.
В случае, если владельцем счета будет являться региональный оператор, оригинал протокола направляется ему. При этом уполномоченные должностные лица регионального оператора обязаны подчиниться решению собственников – направить в выбранное кредитное учреждение документы о проведении собрания жильцов, открыть спецсчет и уведомить в выполненных действиях собственников жилых помещений.
Открытый спецсчет будет носить строго целевой характер. Можно отметить следующие нюансы ведения и расходования средств с указанного расчетного счета:
Уведомление об открытии счета и переводе на него ранее поступивших платежей направляется в адрес регионального оператора Фонда.
Принятие собственниками соответствующего решения и фактическое открытие специального расчетного счета не означает, что денежные средства будут переведены на него в течение нескольких дней. Законодательство устанавливает следующие нюансы перевода средств на спецсчет многоквартирного здания:
С этого момента все поступающие платежи будут учитываться на индивидуальном спецсчете конкретного многоквартирного здания.
Выбор кредитного учреждения для открытия счета должен учитывать обязательный состав условий и требований, регламентированных законодательными актами. В частности, открытие счетов возможно только в кредитных учреждениях, имеющих генеральную лицензию на банковские услуги и операции, а также обладающих собственным уставным капиталом не менее 20 миллиардов рублей.
В процессе открытия счета расходование средств на посторонние цели не допускается, а направление денежных суммы на оплату капитального ремонта будет производиться только по факту представления договора с подрядной организацией и акта выполненных работ. Закон допускает возможность перечисления подрядчику аванса на основании заключенного контракта, однако размер платежа не может превышать 30% от общей сметной стоимости. Выбор подрядной организации осуществляется самими собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном здании.
В случае, если наступил предельный срок для проведения капремонта (соответствующий данным регионального перечня), а собранных взносов недостаточно для заключения договора на все виды работ, собственники жилых помещений обязаны предпринять меры по привлечению дополнительных средств. Для этого может приниматься решение общего собрания об увеличении размера ежемесячных платежей, либо об оформлении кредитного договора.
Необходимо учитывать, что нарушение регламентированных сроков проведения капремонта повлечет принудительный перевод средств со специального счета дома в адрес регионального оператора. Соответствующее решение должен принять муниципальный властный орган, о чем будет уведомлен каждый собственник жилья в многоквартирном здании.
Также с момента перехода на использование специального счета на собственников жилых помещений возлагается обязанность по контролю над своевременностью перечисления взносов. Для этого в решении общего собрания может быть определена процедура работы с должниками, а также определен круг ответственных лиц. Все мероприятия по направлению жильцам платежных документов, а также организация приема и перечисления взносов возлагается на органы управления многоквартирным зданием.