������������������ �������� �� ����� ���� ������ �� ����� ������������� ��������. ������������������ �������� �� ����� ���� �� ���������� �������������� ����������� ��������� � ��������� ���������������, ��������, ��������� ��� ���������� ����� ����������������� ���������, ���������� � �������� �������, ��� �������� ��������� �������� ���������� ���������. ���� ���������� ��� ���� ��������-�������������� ���� �� ���������� �������������� ����������� ����� ���� ��������� � ��������� ������ �� ������������� ����.
�������� � �������� ����������������� ������ �������� �������������� ����� ����� �� ���� ���������� ���, � �������� �� ��������� ��������� ������������ ���� �������� �������������� – �� ������ ���������� ���, �������������� ��� �� ������������� ���������, ������� ���������������� ���������. ���������� ���� ��������� �� ����� �������� �� � ����� ������������� ��������.
Права и обязанности кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей
В комментируемом пункте не установлены сроки начала и прекращения полномочий доверенных лиц, но из норм комментируемого Федерального закона вытекает, что полномочия доверенного лица начинаются со дня его регистрации соответствующей комиссией, а прекращаются (кроме указанных случаев) после дня официального опубликования общих результатов выборов, т.е. с утратой статуса кандидата, избирательного объединения.
«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»
Все зарегистрированные кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей обладают равными правами и несут равные обязанности.
Права и обязанности кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей
1.
Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, закрепляющий правовой статус высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, не обязывает их приостанавливать исполнение своих полномочий в связи с регистрацией в качестве кандидатов.
Кандидат в депутаты не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов.
Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Эта норма корреспондируется с нормой, установленной в пункте 2 статьи 50 комментируемого Федерального закона.
В прежней редакции комментируемого Федерального закона содержалась норма, которая не конкретизировала, в отношении кого проводят агитацию доверенные лица. В связи с этим известны случаи, когда доверенные лица одних кандидатов вели агитацию также и за других, что приводило к нарушению принципа равенства кандидатов и вводило в заблуждение избирателей.
Новой нормой в комментируемом пункте является положение о том, что доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя.
Избирательная комиссия может зарегистрировать и выдать удостоверение доверенного лица только при условии предоставления приказа (распоряжения), подтверждающего выполнение этого требования, а также убедившись, путем проверки соответствующих документов, в отсутствии обстоятельств, препятствующих его регистрации. Избирательные комиссии должны располагать нормативными правовыми актами, устанавливающими перечни или реестры государственных и выборных муниципальных должностей, что поможет им избежать ошибок при регистрации доверенных лиц.
С учетом возможного совмещения голосования на разных выборах следует иметь в виду, что установленный комментируемым пунктом запрет для наделения кандидатов статусом доверенных лиц распространяется на любых лиц, имеющих статус кандидатов, независимо от того, в выборах какого вида и уровня они участвуют.
3.
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов.
На указанный в части второй настоящей статьи период администрация (работодатель) обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.
Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.
В любом случае с момента выхода соответствующего постановления КС РФ вопрос считается урегулированным, а конкретизация в законе нужна только для наглядного распространения позиции КС РФ на непосредственных исполнителей – избирательные комиссии», – заключил он.
Юрист «НОВИКОВ. Право» Александр Новиков считает, что законопроект буквально отражает позицию КС РФ, изложенную в Постановлении № 27-П.
«Правоприменительная практика избирательных комиссий и судов чутко реагирует на новые позиции высших судебных инстанций, но в некоторых случаях система двигается по заданной многолетней практикой инерции. Эту правоприменительную инерцию и хотят исключить проектом закона для избирательных кампаний уже следующего сезона.
Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения устанавливается законом.
4. Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.
В комментируемой статье определяется правовое положение доверенных лиц кандидата и избирательного объединения: кто, когда и на какой срок может назначить доверенных лиц; как производится их регистрация и прекращение полномочий; ограничения при назначении и гарантии их деятельности.
Правовой статус доверенных лиц устанавливается не только данной статьей, но и иными нормами комментируемого Федерального закона.
В связи с этим Минюст предложил дополнить подп. 57 ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ абзацем, согласно которому кандидат, поставленный на учет как плательщик налога на профессиональный доход, может указать в качестве своего рода занятий, что он является самозанятым. Исключение составит случай, когда такое лицо имеет статус ИП.
Планируется, что поправки вступят в силу со дня их официального опубликования.
Адвокат LebEdEV & barristers Антон Лебедев отметил, что поправки устраняют ранее выявленное Конституционным Судом противоречие. «Для его устранения заявителю пришлось преодолеть все судебные инстанции и обратиться в КС РФ. Возможно, такая расторопность законодателя связана с предстоящими выборами.
Надеюсь, что в дальнейшем законодатель будет также расторопен и в других подобных случаях.
Кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей, зарегистрированный в избирательном округе, может иметь до пяти доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей.
На указанный в части 2 настоящей статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей и избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения и сообщает об этом в средствах массовой информации.
8.
Доверенные лица имеют право удостоверять полномочия наблюдателей (пункт 7 статьи 30). Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, являясь безусловно их представителями, могут присутствовать в полиграфической организации при передаче и выбраковке бюллетеней для голосования и подписывать акты о данных действиях, они также могут присутствовать в соответствующих комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней (пункты 11 и 20 статьи 63).
В соответствии с пунктом 29 статьи 68 доверенные лица по своему требованию имеют право получить после подписания копию протокола об итогах голосования.
1. Назначить доверенных лиц имеют право кандидаты и избирательные объединения.
Данное право возникает у них непосредственно после выдвижения. При этом следует иметь в виду, что назначение доверенных лиц является правом, а не обязанностью, т.е.