Она подразумевает создание специальных коворкинг-зон, где дети в свободной обстановке могут отдыхать, общаться и заниматься интересной развивающей деятельностью.
К примеру, в одной московской школе часть рекреаций оборудована таким образом, чтобы пространство можно было трансформировать для проведения перемен:
Такой подход позволяет детям интересно и с пользой проводить перемены, проявляя свои таланты и удовлетворяя потребности в общении.
Чтобы сделать перемены по-настоящему полезными и интересными для детей, можно организовывать различные игры и активности.
Как можно понять, нарушений законодательных норм здесь нет. Тем не менее, подобный график вызывает массу проблем у самих родителей.
Ученика второй смены, также можно оставить на продленные занятия. Основной вопрос заключается в том, как ребенок будет добираться до учебного заведения в середине дня.
К сожалению, на текущий момент, с данной проблемой предстоит разбираться родителям.
Другая, не менее важная проблема — это уход ребенка из школы. Можно задать вполне логичный вопрос: имеет ли право учитель отпускать детей домой одних. Фактически законодательство не выставляет на этот счет никаких запретов.
Оптимальное расписание перемен для разных классов
Исследованиями установлено, что оптимальное распределение перемен в течение учебного дня зависит от возраста учащихся:
Также стоит отметить особенности организации перемен при обучении во 2 смену. Из-за более позднего начала занятий их количество обычно не превышает 7 в день.
Однако нужно понимать, что школы строятся не так быстро как хотелось бы российским гражданам.
Проблема необходимости посещать школу во вторую смену беспокоит родителей по разным причинам. В первую очередь дело в том, что детей начальных классов в образовательное учреждение приводят родители, которые также работают с утра. Также не менее важно, что те же самые дети, после занятий посещают разные кружки и секции, которые обычно проводятся по вечерам.
Следует сразу отметить, что в федеральном законодательстве об образовании под номером 273, вопрос о введение второй смены никак не регулируется.
Фактически нормативного акта, который давал бы полную оценку данной ситуации и разрешал бы все конфликты, просто не существует.
К каким нормам, в таком случае, следует прибегать родителям, чьих детей с малых классов решили перевести во вторую смену.
Говорить о защите прав и интересов детей можно только в том случае, если налицо явное нарушение установленных СанПином норм.
Ярким примером является установление второй смены для первоклашек. В таких ситуациях родителям следует обращаться в специальные надзорные органы, к которым относятся отдел образования и Роспотребнадзор.
При выявлении нарушения, учебному заведению будет выписано специальное предписание о необходимости изменения расписания.
Однако больше всего родители беспокоятся, если вторая смена установлена ребенку, посещающему второй или третий класс.
Одно из решений подобной ситуации — это найти человека (совершеннолетнего), который смог бы забирать малыша после 2-й смены и отводить домой. В таком случае законным представителям придется написать заявление на имя директора, указав данные забирающего лица.
Указанное заявление говорит о том, что малыш будет покидать учебное заведение самостоятельно, а его сопровождением займется совершеннолетний родственник, друг семьи или специально нанятый человек.
Также в заявлении прописывается приблизительный маршрут ребенка. Если необходимо воспользоваться общественным транспортом, то указывается маршрут.
При этом родители прописывают, что вся ответственность за жизнь и здоровье малыша ложится на них.
Фактически данное заявление снимает с образовательного учреждение всю ответственность за несовершеннолетнего после окончания занятий.
Опять-таки, закон не дает четкого ответа и на него. Большое значение имеет, во сколько начинаются занятия у первой смены. Исходя из этих данных, можно получить сведения и по второй.
Не менее важным моментом является то, в какое время классы второй смены смогут занять освободившиеся помещения. В большинстве случаев вторая смена начинается с 12-12:30. Чтобы лучше понять, как проходит учебный процесс, следует рассмотреть пример стандартного расписания в общеобразовательных учреждениях:
Перерыв 10 минут.
Перерыв 10 минут.
Законна ли вторая смена в школе в 2021 гг?
Школа — место, где дети постигают науки, получают знания о социуме и жизни в целом. Это важный эпизод, который сопровождается массой трудностей как для самих детей, так и для их родителей. Тем более ситуация осложняется, если ребенка переводят на вторую учебную смену. Законно ли это или можно ли как-то бороться с неудобным расписанием — рассмотрим данные вопросы.
Большинство людей, которым сейчас уже исполнилось по 30-35 лет, учились только в одну смену. И сейчас, отправляя своих чад в школу, столкнулись с тем, что часть классов проходит обучение именно во вторую.
Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям при организации образовательного процесса при получении дошкольного, общего среднего, специального образования должны быть перерывы продолжительностью – не менее 10 мин. между занятиями, не менее 20 мин. – для учащихся I классов; не менее 15 мин. – между первой и второй сменой занятий; не менее 15 мин. для организации горячего питания учащихся; не менее 30 мин. – в санаторных школах-интернатах между учебными занятиями по учебным предметам и занятиями по медицинской реабилитации, музыкально-ритмическими занятиями.
Дополнительные занятия (факультативные, стимулирующие, поддерживающие) могут проводиться не ранее чем через 20 мин.
Для некоторых родителей это становится настоящей проблемой, отсюда и возникает вполне логичный вопрос: а так ли уж она нужна, эта вторая смена и законны ли подобные действия.
Следует понимать, что в начале 90-х годов ситуация с демографией была в корне иной. Наблюдалась малая рождаемость и, как результат, в школах был недобор учеников. Соответственно не было никаких проблем с организацией образовательного процесса, и большая часть детей училась именно в первую смену.
Тем не менее, вторая на законодательном уровне так и не была отменена, а ее актуальность проявилась в начале нулевых.
Уже начиная в 2008 года рождаемость пошла на увеличение, в особенности в крупных городах — мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Государство попыталось решить данный вопрос путем увеличения количества образовательных учреждений.
Вот несколько примеров:
Подвижные и интеллектуальные игры на переменах развивают детей, учат их взаимодействовать друг с другом и являются отличной альтернативой пассивному времяпрепровождению.
Стоит отметить, что правильная организация перемен оказывает благотворное влияние на эффективность учебного процесса и самочувствие учащихся.
КлассыРекомендуемая схема переменНачальная школа10 минут – 20 минут – 10 минутСредняя и старшая школаБольшая перемена после 3-го урока
Для того чтобы перемены действительно способствовали восстановлению сил детей, важно правильно организовать это время. Вот несколько важных рекомендаций:
Лучшим отдыхом является смена одного вида деятельности другим.