Уголок потребителя: что это, и какой бизнес его обязан оформлять
Законом «О защите прав потребителей» (ст. 8) определено право клиента на получение достоверной информации о той фирме, в которую он обратился. Специально, в интересах покупателя оборудуется Уголок потребителя.
К сожалению, нет единого документа, который бы говорил о содержании уголка потребителя. Поэтому мы опираемся на Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (ст. 8, п. п. 1, 2 ст. 9, п. 2 ст. 55), а также на Правила, действующие в отдельных отраслях бизнеса (например, правила оказания услуг общепита).
Здесь компания располагает информацию о себе, своих товарах и услугах. Видя, что бизнес легальный и есть все необходимые сертификаты, информированные покупатели больше доверяют фирме.
Обо всех деталях оформления уголока потребителя в аптеке читайте здесь.
ИНН, лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ можно получить в налоговом органе.
Закон о защите прав потребителей, а также книгу жалоб и предложений можно приобрести в магазине или найти в интернете и самостоятельно распечатать.
Иные нормативные акты также можно взять с интернета.
Многие документы долговечны и не изменяются из года в год, хотя их актуальность необходимо отслеживать и обновлять информацию своевременно.
Определенных требований к размещению информационного стенда нет.
Он обязан информировать посетителя в полном объеме. Несоблюдение закона приведет к ответственности административного плана.Согласно ст. 14.5 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» ИП розничной торговой сети, не выполнивший описываемое положение, наказывается.
Отсутствие сведений о продающем, ИП, либо информации, опубликование которой в обязательном порядке предписывают законы РФ, наказывается:
В предупреждении размещается указание разместить уголок потребителя, или восполнить недостающие материалы, или исправить неточности.
Хотя перечень ниже нормативно не урегулирован, его также нужно учитывать:
Аптека вправе расширить этот перечень исходя из своих целей и хозяйственной необходимости.
Аптеки сами определяют место и формат уголка потребителя. Законами регламентирован минимальный перечень информации, которая должна быть размещена.
Чтобы заниматься розничной торговой деятельностью, не нарушая правовые нормы и стандарты, ИП должен внимательно изучить список документальных материалов для уголка информирования потребительской общественности в 2025 году.
Такого требования в ФЗ «О защите прав потребителей» нет, однако МЧС при проверке обращает внимание на его наличие. Размещение плана в составе уголка потребителя или рядом с ним удобно – необходимая информация видна будет всем посетителям.
Нарушения, допущенные при оформлении и функционировании уголка потребителя, относят к категории административных. КоАП предусматривает за них довольно крупные санкции.
Штрафы на сегодняшний день такие (по тексту ст.
14.8 КоАП, п. 1):
Понятие «уголок потребителя» бытовое, а не законодательное. Под ним понимают место в торговом зале, с информацией, доступной для изучения покупателями.
Основной документ, в котором упоминается о обязанности аптек оформлять его, это Приказ Минздрава России от 31.08.2016 N 647н “Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».
Согласно п.55 указанного документа в удобном для обозрения месте в аптеке размещают сведения:
Кроме того, по требованию покупателя аптека обязана ознакомить его с сопроводительной документацией на товар.
В тексте указан срок, по истечении которого при невыполнении предписания выписывается штрафная сумма.
Штраф может накладываться также в ситуации, если уголок потребителя существует, но в неудобном для посетителя месте, куда невозможно подойти, прочитать текст и взять в руки законодательный текст или копию правоустанавливающего свидетельства.
Штрафные показатели (в рублях):
КатегорияНижний показатель штрафаВерхний показатель штрафаГражданин, ИП1500 руб.2000 руб.Должностное лицо3000 руб.4000 руб.Юрлицо30000 руб.40000 руб.При повторном нарушении штрафная сумма увеличивается.
ИП в розничной торговой сфере добивается успеха и прибыльного развития предприятия, если он занимается организацией работы правильно, учитывая свои юридические нормы прав и обязанностей.
Сюда включаются:
Важный элемент этого блока – Книга отзывов и предложений (раньше именовалась «Книгой жалоб и предложений»).
Тем более его стоимость намного меньше, чем штраф за его отсутствие. Оформление стенда также не займет много времени и не будет затратным.
Чтобы при проверках представители контролирующих органов не придирались к содержанию информационного стенда, важно изучить законодательство и определить для себя перечень, обязательных к размещению документов. И, конечно, обновлять информацию на стенде стоит своевременно.
В своем письме № 09-22204-2022-40 от 28 декабря 2012 года «О субъектах осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей» Роспотребнадзор рекомендует самозанятым иметь информационный уголок потребителя.
Рассмотрим – почему.
Государственный контроль в сфере защиты прав клиентов осуществляет Роспотребнадзор.
Нужно указать адреса и телефоны организаций, занимающихся процедурой контроля;
Представители Роспотребнадзора, комиссии санитарного и пожарного ведомств, призванные контролировать наличие документации, проверяют также дополнительные документы на информационном стенде:
Книга приобретается в готовом виде в книжном магазине.
С дополнительной информацией о потребительских свойствах клиент вправе ознакомиться в уголке потребителя».
Кроме того, дополнительно можно включить в уголок потребителя:
Они пригодятся на случай проверок по жалобам посетителей. В Правилах указываются ситуации, которые запрещены. К примеру, вход с животным или запрет на курение в помещении в соответствии с ФЗ № 15 от 23.02.2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака».
Кроме документов, которые нужны в уголке потребителя при любых видах деятельности, аптеке понадобятся согласно п 55 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утв.