Юлия МеркуловаАвтор статьи Практикующий юрист с 2012 года
Не только покупатели — физические лица, но и организации иногда желают вернуть приобретенную продукцию и уплаченные за нее деньги. Но данная процедура имеет свои нюансы. В нашей статье поговорим о том, как правильно осуществить возврат товара между юридическими лицами.
Взаимодействие между компаниями, выступающими в сделке в качестве продавцов и покупателей, регулируются Гражданским кодексом РФ. В ряде случаев, когда предприятия при закупке продукции действуют в интересах физических лиц, могут вступать в действие нормы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителя». Но в этом случае для возврата необходимо предоставить заявление от гражданина.
Чтобы вернуть товар, юридическое лицо должно иметь одно из следующих оснований:
качество продукции не соответствует указанному в договоре;
нарушены условия соглашения;
он был принят ранее на комиссию.
Споры между поставщиком и получателем могут быть урегулированы как в процессе переговоров, так и в судебном порядке.
Если компания-покупатель перестала нуждаться в товаре, вернуть его по своему желанию поставщику она не может.
Теоретически такое возможно по договоренности сторон, но поставщики соглашаются на это крайне редко.
Намного легче вернуть некачественный товар. Закон позволяет провести замену, если устранить недостатки в нем не представляется возможным (ст. 518, ст. 520 ГК РФ).
В случае, когда продукция является сложной с технической точки зрения, у покупателя появляются дополнительные права. Он может в одностороннем порядке расторгнуть договор и потребовать вернуть денежные средства. При этом ст. 474 ГК РФ устанавливает, что деньги возвращаются покупателю полностью, а расходы по возврату бракованной продукции на свои склады несет продавец.
Также покупатель имеет права требовать его замены на качественный аналог, либо возврата денег. В последнем случае он расторгает договор и от замены отказывается.
Недостатки в продукции могут проявиться не только при ее приемке, но и в процессе эксплуатации.
Главное, чтобы не прошли установленные ст. 477 ГК РФ сроки возврата:
2 года — с момента продажи товара, на который не установлены гарантийные обязательства;
в период гарантийного срока;
в течение срока годности продукции.
При наличии претензии о возврате продукции нужно руководствоваться положениями заключенного между юридическими лицами договора поставки. Если его нет, используются положения ГК РФ (гл. 27-30).
Покупатель может согласиться на замену некачественного товара аналогичным, но он не обязан этого делать. Ст. 523 ГК РФ однозначно предоставляет ему право при получении некачественной продукции требовать не замены, а именно возврата денежных средств.
Чтобы отказаться от замены товара, покупатель должен известить продавца, обосновав свое решение.
Об обнаруженных в продукции недостатках составляется Акт. Этот документ должен быть подписан сторонами. Если продавец отказывается от его подписания, проблему придется решать в судебном порядке. Акт и обоснованный отказ от замены высылается продавцу. После этого он обязан вернуть денежные средства в установленные сроки.
Для получения покупателем назад своих средств, следует грамотно подготовить необходимые документы. Получение товара происходит на основании договора или счетов-фактур, расходных накладных.
Все бумаги следует хранить, так как они являются доказательством наличия договорных отношений, пусть и заключенных в устной форме.
При принятии решения о возврате, следует оформить следующие документы:
акт несоответствия продукции по качеству или количеству;
претензию продавцу с указанием допущенных им нарушений обязательств;
товарную накладную с отметкой о том, что производится именно возврат, а не поставка;
счет-фактуру.
Все бумаги должны быть подписаны обеими сторонами. На основании этих документов проводятся дальнейшие финансовые и бухгалтерские действия.
Если возврат происходит в том же отчетном периоде, что и его поставка, бухгалтер предприятия должен внести исправления в субсчете 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж» для перечисления обратно покупателю аванса.
Если возвращенный товар был реализован в предыдущем отчетном периоде следует;
отобразить его возврат по субсчету «Прочие», как расходы;
восстановить ранее списанную стоимость в субсчете «Прочие доходы»;
подготовиться к вычету из уплаченного в прошлом периоде НДС;
отобразить наличие задолженности перед покупателем;
вернуть покупателю уплаченные им денежные средства.
Возврат денег за поставленный некачественный товар не освобождает поставщика от ответственности перед его покупателем за возникшие расходы и убытки.
Помимо возвращения средств, у продавца в этой ситуации возникают дополнительные расходы. Они могут быть связаны, как с непосредственно оплатой хранения, перевозки и доставки продукции, так и со штрафными санкциями (упущенная выгода и т.п.).
Законодательство предусматривает возможность взыскания всего нанесенного ущерба.
Зачастую разрешение подобных споров осуществляется в суде, но перед подачей искового заявления пострадавшее лицо обязано направить нарушителю претензию.
Претензия может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо в электронном варианте. Если ответ не получен или не устраивает истца, можно подавать иск в суд.
Обстоятельства бывают разными, и покупатель имеет право согласиться на замену некачественной продукции на аналогичную. Обмен товаров урегулирован ст. 502 ГК РФ. Если покупателю такой вариант подходит, то продавец не может требовать от него доплат и компенсаций.
Если сроки возврата товара не указаны в договоре, то у покупателя есть на оформление этой процедуры 30 суток. После получения извещения, продавец обязан вернуть денежные средства в течение 10 дней. Деньги возвращаются либо на счет покупателя, либо на тот счет, который указан в договоре.
Людмила РазумоваРедактор Практикующий юрист с 2006 года