Сколько можно жить гражданину в России без прописки:
Но есть исключения, дополнения и нюансы.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства и пребывания в пределах нашего государства введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации ими своих прав и свобод, для исполнения своих обязанностей перед другими людьми, государством и обществом.
Институт регистрации по месту жительства или пребывания введен в 1993 году с принятием закона РФ № 5242-I от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Он отменил существовавший в то время институт прописки, имевшей разрешительный характер (без прописки нельзя было находиться на любых территориях СССР), что ограничивало права людей на свободу передвижения и свободу выбора места жительства.
И до сих пор многие в силу привычки говорят о «прописке». В статье для удобства будем считать эти термины синонимами.
Действующее законодательство различает регистрацию:
Для ответа на вопрос, сколько можно находиться без регистрации гражданам России, необходимо учитывать следующее: при переезде с одного адреса на другой человек проставляет соответствующие штампы в паспорт в течение не более семи дней (другими словами, между датами в штампах о снятии с учета и его новой постановке не должно быть более семи дней).
Что касается срока пребывания без регистрации граждан РФ, то лицу дается 90 дней для оформления временной прописки.
Конечно, какое-то время граждане РФ без прописки и регистрации проживать вправе. Это не влияет на свободу их передвижения (закон № 5242-I). Сегодня такой учет носит уведомительный характер (то есть это только способ учета лиц в России, для фиксации адреса проживания или пребывания человека). Но забывать о том, сколько можно проживать без регистрации гражданину РФ, не стоит, за нарушение предусмотрена ответственность:
Исключение составляют случаи:
Такое происходит при одновременном наличии следующих условий:
Конституционный суд неоднократно указывал в своих постановлениях, что сам по себе факт прописки или отсутствия таковой не порождает для человека каких-либо прав и обязанностей и не служит основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством России. Конкретное место жительства лица устанавливается судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Однако в жизни, как правило, возникают сложности при реализации прав гражданина РФ без прописки, например, с назначением пенсии, социальных льгот, при постановке на учет транспортного средства, устройстве ребенка в детский сад или школу, при заключении любого договора.
Особо стоит отметить риски при трудоустройстве.
Статья 64 ТК РФ предусматривает, что наличие или отсутствие учета по месту жительства или пребывания не служит преимуществом или ограничением при заключении трудового договора. Такой отказ всегда оспорим в суде. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает обязанности предоставлять три трудоустройстве документы, подтверждающие его место жительства (пребывания).