Управлять транспортным средством без полиса ОСАГО на территории Российской Федерации запрещено. Этот документ обязан быть у каждого водителя, а при отсутствии его на проверке сотрудник ГИБДД выписывает штраф. Установленные правила страхования ОСАГО регулируют отношения сторон и позволяют получить компенсацию пострадавшему в происшествии.
ОСАГО представляет собой обязательное страхование автогражданской ответственности в случае ДТП на дороге. Выплачивать компенсацию за причиненный ущерб будет компания, с которой был оформлен договор, а не виновник аварии. Но в то же время ему придется восстанавливать свой автомобиль и лечиться уже за свой счет, если у него нет дополнительно КАСКО. Так как согласно закону, который регулирует ОСАГО, сторона, виновная в наступлении страхового случая, рассчитывать на получение выплаты не может. Основные принципы «автогражданки»:
Важно знать! Сегодня правила ОСАГО регламентирует действующая редакция 2019 года закона №40 «Об ОСАГО». Поэтому страховщики свою деятельность ведут только ориентируясь на установленные порядки. Кроме этого основного документа учитываются и положения ГК РФ, а также законодательные акты Правительства и Центрального банка РФ.
Закон «Об ОСАГО» (новая редакция 2019 года с комментариями) имеется в свободном доступе в интернете, и найти его может каждый человек для сверки спорных моментов, часто возникающих со страховщиками. Этот документ является юридическим инструментом, позволяющим регулировать все процессы в сфере страхования. Периодически ФЗ 40 корректируется для устранения спорных моментов и четкой трактовки важных вопросов для общества. Основные положения ФЗ 40 «Об ОСАГО» с последними изменениями 2019 года:
Закон «Об ОСАГО» состоит из шести глав, каждая из которых посвящена определенной теме. Они в свою очередь подразделяются на статьи, описывающие конкретные положения. В первой части дается понятие основным терминам и принципам гражданской ответственности, во второй описан порядок осуществления обязательного страхования (сумма, базовые ставки, сроки действия документов, проведение независимой технической оценки). В третьей части отражены компенсационные выплаты, в четвертой положения о страховщиках, а следующая глава рассказывает о возможности их объединения. Заключительные статьи отражают сроки вступления в законную силу ФЗ «Об ОСАГО» и приведение других нормативных актов в соответствие с ним. Такая структура сохраняется даже с внесением изменений в законодательство, регулирующее автострахование в целом, и позволяет найти нужные положения для решения спорных вопросов с компанией.
ФЗ-40 «Об ОСАГО» претерпевал изменения много раз, и новый 2019 год начался с урегулирования ряда момента в этом нормативном акте. Нововведения коснутся следующих аспектов:
Кроме этого водителям теперь предлагается оформление электронного полиса. Он имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Прежде чем выбрать такую форму страховки, следует убедиться, что она понятна в использовании.
Внимание! С нового года Госдума преподнесла еще один интересный сюрприз автовладельцам. Камеры видео фиксации могут проводить сверку данных о наличии страховки с базами РСА онлайн по номеру автомобиля, и выписывать в случае ее отсутствия штраф.
Следует напомнить, что оформление полиса ОСАГО является обязанностью каждого собственника авто, и делается это не на добровольной основе, в отличие от КАСКО. Поэтому отсутствие этого документа приравнивается к нарушению ПДД и влечет за собой административную ответственность. На сегодняшний день она представлена в виде оплаты штрафа, который составляет 800 рублей.
Электронный полис ОСАГО – это возможность оформления документа через интернет. Клиенту предлагается заполнить специальную форму-заявку, указав основные данные об автомобиле, после чего дождаться смс-сообщения, с информацией для входа в личный кабинет. Все действия совершаются удаленно, оплата проводится через приложение интернет-банкинга. Оформленный полис клиент получает на электронную почту после подписания всех бумаг.
Важно знать! Предъявляется документ на проверку сотрудникам ГИБДД в смартфоне. Он имеет такую же юридическую силу, как и выданный в офисе. Со временем правительство планирует полностью перевести водителей на получение полиса такого вида. Основным преимуществом является единство системы, удобство и простота процесса.
Полисы ОСАГО в свое время заменили доверенности, так как теперь управлять транспортным средством может любой человек, вписанный в этот документ. Компании, реализующие страховки, предлагают разные условия сотрудничества и тарифы, в том числе и на прохождение техосмотра. Особого внимания заслуживает программа КБМ (Коэффициент Бонус-Малус), предполагающая снижение стоимости для водителей, которые за долгие годы могут похвастаться ездой без аварий.
Постановления Верхового суда РФ также дают пояснения и трактовки к некоторым положениям ФЗ-40. В частности они дают разъяснения к следующим вопросам:
Полис ОСАГО является гарантией получения возмещение понесенного ущерба в аварии, если она произошла по вине другого лица. Эту разновидность страхования регулирует Федеральный Закон №40 «Об ОСАГО», который дает пояснения основным понятиям, деятельности компаний и правам страхователя, определяет тарифы и коэффициенты выплат, неустойку в случае невыполнения взятых на себя обязательств оператором. Нормативный акт периодически находится на рассмотрении законодательного органа, с целью внесения изменений и правок. За ними водителям лучше следить, чтобы быть в курсе последних нововведений.