Случаи, когда работники обращаются с жалобами в трудовую инспекцию по тем или иным проблемам, связанным с работой, встречаются не так уж и редко. Закон практически всегда на стороне сотрудников, чьи права были ущемлены работодателем.
ФАЙЛЫСкачать пустой бланк жалобы в трудовую инспекцию .docСкачать образец заполнения жалобы в трудовую инспекцию .doc
Причин для написания заявлений в трудовую инспекцию множество. Часто встречаются случаи нарушений, связанных с различного рода выплатами: заработной платы, отпускных, больничных, расчетных и т.д.
Бывает, что работодатели лишают работника отпуска или же заставляют выходить на работу в выходные и праздничные дни, не предоставляя взамен никакой компенсации, не говоря уж об оплате сверхурочных. А порой работодатели нарушают режим труда и отдыха, правила безопасности на производстве, превышают установленную длительность рабочих смен и пр.– все это также становится поводом для жалобы в трудовую инспекцию.
Обращаются в инспекцию и несправедливо уволенные сотрудники с требованиями восстановить их в должности. Однако в некоторых ситуациях инспекция по труду не примет заявление. В таких случаях жалобу отправят в суд для разрешения индивидуальных разногласий:
Документ пишется на адрес местной территориальной трудовой инспекции (ее отделения действуют во всех крупных городах и населенных пунктах).
Срок для подачи жалобы составляет три месяца со дня наступления трудового спора.
После этого, жалоба к рассмотрению принята не будет и у работника останется один путь – для восстановления справедливости подать на компанию в суд. Следует отметить, что жалобу можно подавать как в период работы на предприятии, так и после увольнения.
Законодатель четко регулирует период рассмотрения таких заявлений. В большинстве случае он не превышает тридцати дней, но иногда по каким-либо причинам (обоснованным) может быть продлен, но также на срок не более одного месяца. При этом инспекторы предупредят заявителя о пролонгации, объяснив причину.
Трудовая инспекция – государственный орган, который призван разбирать сложные ситуации, сложившиеся в отношениях между работником и работодателем, поэтому как любая другая госструктура она не принимает анонимные жалобы. А если таковая поступит, то согласно п. 1 ст. 11 ФЗ № 59, гражданин не получит ответа.
Для сохранения конфиденциальности, в жалобу можно прямо внести пункт с просьбой о том, чтобы информация о жалобщике не дошла до работодателя.
По закону, специалисты трудовой инспекции должны принять необходимые меры для урегулирования конфликта и по результатам разбирательства направить ответ составителю жалобы.
Написание жалобы не гарантирует того, что она будет удовлетворена в полном объеме, возможно частичное удовлетворение, или вовсе отказ. Но в любом случае решение должно быть вынесено строго в соответствии с действующим законодательством РФ. В процессе рассмотрения жалобы юристы трудовой инспекции, а именно эти специалисты принимают прямое участие в расследовании трудовых споров, обратятся к работодателю с требованием предоставить им всю необходимую информацию для разбирательства. Затем, при выявлении нарушений в какой-либо части, работодателю будет выдано требование об их устранении, а также наложены штрафные санкции.
Если заявитель не будет согласен с решением территориальной трудовой инспекции, он имеет право обжаловать его в вышестоящем органе (например, написав заявление главному инспектору по труду РФ) или же в судебном порядке.
Законодательно установленного унифицированного образца жалобы нет, так что работник может писать ее в произвольной форме. Однако при этом необходимо придерживаться некоторых стандартов написания подобного рода документов, а именно указать:
Отметим, работники ГИТ предлагают рекомендованный шаблон заявления. Документ предназначен для инспектора по охране труда, который сформирует его на основании жалоб от сотрудников. В нем нужно только заполнить необходимые поля. Документ можно распечатать и заполнить от руки либо заполнить на ПК, распечатать и отправить в службу.
Если с составлением жалобы возникают проблемы, можно обратиться за помощью к независимому юристу (но это услуга платная), или же воспользоваться консультацией сотрудника трудовой инспекции.
При составлении заявления нужно ссылаться на нарушенные нормы закона (желательно указывать конкретные статьи). А также надо внести в него список прилагаемых документов:
Если жалобу отправляет представитель, то понадобится доверенность, которую не нужно заверять у нотариуса. К написанию жалобы следует относиться крайне внимательно, поскольку она имеет статус юридически значимого документа и в дальнейшем может послужить при обращении в судебную инстанцию.
Все сведения изложенные в ней должны быть достоверными, допускать ошибки, а уж тем более включать в документ заведомо ложные сведения нельзя. В противном случае при выявлении таких фактов работник может понести заслуженное наказание (к примеру, за клевету).
Документ можно писать от руки непосредственно в трудовой инспекции или напечатать на компьютере заранее. Вне зависимости от того, какой вариант будет выбран, нужно собственноручно подписать и проставить дату написания, которая должна соответствовать непосредственно дню обращения.
Составлять жалобу лучше в двух экземплярах, оба нужно визировать у принимающего специалиста, а затем один передавать в инспекцию, а второй оставлять себе.
Документ можно передать лично из рук в руки специалисту трудовой инспекции, а можно переправить через Почту России. В этом случае жалобу нужно отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении, правда, не надо забывать о том, что данный способ довольно затратный по времени. На сегодняшний день получил распространение и третий путь: направление жалобы через электронные средства связи и сервисы.
С недавнего времени законодательстве предусмотрело еще один метод отправки жалобы в территориальную ГИТ ─ заявлени через сервис Онлайнинспекция.рф. Для этого необходимо:
Служба будет рассматривать запрос не более месяца.
Еще один удобный метод ─ напрямую через сервис Госуслуги. Здесь алгоритм тоже простой:
Через месяц от ГИТ поступит ответ.
Инспекторы по труду зарегистрируют документ в течение 3 дней с момента его получения. По стандарту будут рассматривать жалобу в течение месяца, а ответ присылают тем же способом, что и получили запрос. Однако если в заявлении будут вопросы, в которых ГИТ не компетентна, то гражданину сообщат об этом в течение недели. Если же инспекция обнаружит проблемы, которые уполномочена решать, то сотрудники проведут внеплановую выездную проверку.