Эффективность бизнеса отслеживают не только по чистой, но и по валовой прибыли. Ее используют, чтобы узнать, насколько успешно работает производство или оказания услуг в отрасли, а также в сравнении с другими направлениями компании. Рассказываем, как считать этот показатель и какие данные использовать.
Валовая прибыль — это деньги, которые заработал бизнес после вычета вложений на покупку сырья, производство, зарплату работников, транспортные расходы, то есть прямые и переменные расходы, от которых зависит себестоимость продукции.
Например, производитель газированных напитков торговал на фестивале и заработал 500 000 рублей. Это выручка. Себестоимость напитков равна 300 000 рублей. Поэтому валовая прибыль = 500 000 – 300 000 = 200 000 рублей.
Простыми словами, валовая прибыль — это разница между выручкой и себестоимостью товаров, услуг и работ.
Валовую прибыль считают, чтобы понять эффективность производства или закупки товаров. Например, на фестивале торговали 2 продавца газированных напитков и все сделали продажи на 500 000 рублей, но результаты получилась разные:
У второго продавца показатель больше при таких же продажах. Значит, себестоимость его производства эффективнее, и он может позволить себе больше. Например, закупить больше сырья, чтобы увеличить количество продукции.
Валовая прибыль учитывает только себестоимость, то есть при расчетах не смотрят на налоговые платежи или маркетинговые расходы, которые прямо не влияют на эффективность производства.
Например, продавец напитков продает напитки через собственный магазин и 10 точек в городе. Продажи в месяц — 10 миллионов рублей, а чистая прибыль 1 миллион (после вычета налогов и всех затрат), а валовая прибыль 3 миллиона. И на эту цифру смотрят, чтобы понять, что можно изменить, чтобы увеличить показатель. Потому что если уменьшить затраты на рекламу, то на себестоимости это не отразится.
Если у бизнеса несколько направлений, показатель помогает увидеть эффективность каждого.
Например, производитель напитков производит газировку, квас и пиво. Валовая прибыль покажет, какое направление приносит больше денег. Возможно, что результаты одного направления существенно больше и это может ввести в заблуждение. Поэтому всегда смотрят на рентабельность, как более достоверный показатель.
Компании обязаны вести бухгалтерский учет, а валовая прибыль — обязательный элемент бухучета. Поэтому в финансовой отчетности показывают этот показатель, а также себестоимость с выручкой за 12 месяцев.
Для расчета валовой прибыли используют стандартную формулу:
Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость
ИП продает беспроводные наушники на «Яндекс. Маркет». Месячная выручка 100 000 рублей. Покупка и доставка наушников из Азии обходится в 40 000 рублей, а 10 000 рублей забирает маркетплейс в качестве комиссии, то есть себестоимость 50 000 рублей. Валовая прибыль: 100 000 – 50 000 = 50 000 рублей.
Для интерпретации показателя считают рентабельность валовой прибыли. Это делают с помощью другой формулы:
Рентабельность ВП = Валовая прибыль/Выручка х 100 %.
Рентабельность валовой прибыли при торговле наушниками: 50 000/100 000 х 100% = 50 %
Считается, что рентабельность выше 20-30 % — показатель отличной работы предпринимателя. Если меньше 20 %, следует пересмотреть бизнес-процессы.
На рентабельность смотрят, чтобы понять эффективность отдельных направлений.
Например, ИП дополнительно продает на маркетплейсе умные часы. Месячная выручка — 200 000 рублей, а на доставку и комиссию уходит 140 000 рублей.
Валовая прибыль: 200 000 – 140 000 = 60 000 рублей.
Рентабельность данного направления: 60 000/200 000 х 100 % = 30 %.
Предприниматель видит, что валовая прибыль от продажи умных часов больше, но рентабельность меньше. На этих данных можно принять дальнейшие решения. Например, найти поставщиков, которые привезут умные часы дешевле, чтобы увеличить показатель.
Для расчетов можно использовать в таблицах и автоматизированных сервисах финучета. Это быстрее и нагляднее. Таблицы Excel и Google подходят для начинающих предпринимателей, у которых не более 10 видов товаров или 2-3 сотрудников. Если объемы растут, лучше перейти сервисы, чтобы не упустить данные и получить точные значения.
На показатель всегда влияет себестоимость. Поэтому для расчетов всегда используют стандартную формулу, но факторы, которые влияют на показатель, зависят от вида бизнеса: