Будет интересно

Как разделены полномочия президента и правительство во франции

Смешанная республика – уникальная форма государственного устройства, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республик. Каковы преимущества и недостатки такой системы? Давайте разберемся!

1. Понятие и признаки смешанной республики

Смешанная республика – это форма правления, при которой в государстве существуют как президент, избираемый всем народом, так и парламент, формирующий правительство. При этом правительство несет ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.

Основные признаки смешанной республики:

  • Наличие всенародно избранного президента
  • Наличие парламента, формирующего правительство
  • Разделение властей между президентом, парламентом и правительством
  • Ответственность правительства перед парламентом

Термин “смешанная республика” появился относительно недавно.

Президент Франции. Порядок избрания, функции, полномочия.

Главой государства является президент, из­ бираемый на основе всеобщих прямых выборов при тайном голосова­ нии (ст. 6 Конституции). Следует отметить, что прямые выборы прези­ дента были введены во Франции только в 1962 г. Первоначально по

Конституции (1958) президент избирался избирательной коллегией,

Изменился и срок его полномочий.

Первоначально этот срок составлял семь лет, но после внесенных в 2000 г. изменений в Конституцию срок полномочий президента составляет пять лет.

Как разделены полномочия президента и правительство во франции

Президенту Республики принадлежит центральное место в системе государственных органов Пятой республики. Согласно ст. 5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов, принимает меры по обеспечению национальной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение международных соглашений и договоров. Президент Республики — верховный главнокомандующий вооруженными силами страны, он производит назначение на высшие военные и гражданские должности.
Он представляет страну в международных отношениях, ведет международные переговоры и заключает международные договоры.

К числу собственных полномочий Президента относятся такие важные, как: назначение Премьер-министра, решение о досрочном роспуске Национального собрания, использование чрезвычайных полномочий по ст.

Без согласия обеих ветвей власти страна рискует впасть в политический кризис.

Таким образом, в смешанной республике заложен механизм сдержек и противовесов, при котором ни парламент, ни президент не могут полностью доминировать.

4. Первая смешанная республика – Веймарская Германия

Первым примером смешанной республики стала Веймарская республика, существовавшая в Германии в 1919-1933 годах.

Она появилась после Первой мировой войны, когда Германия перешла от монархии к демократической республике. С одной стороны, президент избирался всем народом. С другой – правительство формировал рейхстаг и несло перед ним ответственность.

Однако Веймарская республика оказалась неустойчивой из-за слабости демократических традиций в Германии.

Многое зависит от конкретной ситуации в каждой стране.

Где-то возможно усиление парламентской составляющей, где-то – укрепление института президентства. Оптимальный баланс находится в движении.

Однако в целом смешанные республики сохранят свою привлекательность как гибкая и прагматичная модель организации власти с демократическим потенциалом.

14. Заключение

Смешанные республики – довольно новое и перспективное явление, пытающееся найти баланс между парламентаризмом и президентством.
При грамотной организации такая модель может быть эффективной, но требует выполнения ряда условий.

Причем, в этом новом обсуждении ему не может быть отказано (Статья 10 Конституции).

Статья 11 Конституции предоставляет Президенту право по предложению Правительства во время парламентской сессии или по совместному предложению обеих палат Парламента передавать на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти, содержащий одобрения какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании установлений.

Согласно статье 13 Конституции Президент производит назначения на гражданские и военные государственные должности.

Это, как видно из перечня, в основном полномочия Президента собственно как главы государства. Иные акты реализации полномочий Президента требуют контрассигнации.

В этом плане Президент оказывается в некоторой степени зависимым от Правительства – ведь даже назначение на государственные должности может быть проведено только с согласия последнего. В этом отношении реальные властные возможности Президента зависят от конкретной расстановки политических сил.

Если и Президент, и парламентское большинство, принадлежат к одной партии, то роль Президента возрастает. Фактически он возглавляет исполнительную власть.

Для та­ кого назначения не требуется согласия парламента

должно пользоваться доверием парламента. Поэтому президент на­ значает на пост премьер-министра того человека, который пользуется поддержкой парламента, и проводит предварительные консультации с председателями палат и руководителями политических групп.

Представля­ет президенту кандидатуры министров для их назначения. Президент назначает на высшие гражданские и военные должности, аккредитует послов, выполняет иные полномочия в сфере исполнительной вла­ сти.

Президент Франции имеет также полномочия чрезвычайного харак­ тера.

К числу иных полномочии президента относятся: назначение трех

членов Конституционного совета (о данном органе будет сказано да­ лее).
Он же назначает и председателя Конституционного совета.

Только активные и сознательные граждане могут не допустить узурпации власти ни президентом, ни парламентом.

12. Рекомендации по оптимальной организации власти

Чтобы обеспечить эффективность смешанной республики, можно дать ряд рекомендаций.

Прежде всего, следует четко прописать и разграничить полномочия президента и парламента в конституции. При этом оптимальный баланс – ни перевес в сторону президента, ни в сторону парламента.

Важно предусмотреть механизмы досрочного прекращения полномочий и для президента, и для парламента в случае конфликта.

Но при этом нельзя допускать частых роспусков парламента.

Наконец, ключевую роль играет правовая культура политиков и избирателей. Они должны ценить компромиссы и избегать поляризации.

13. Перспективы дальнейшей эволюции смешанных республик

Смешанные республики вероятно будут и дальше эволюционировать.

Глава государства назначает на все высшие военные и гражданские должности.

Президент обладает широкой регламентарной властью. Президентские ордонансы и декреты — это самостоятельные нормативно-правовые акты, которые играют в регулировании отдельных сфер общественных отношений ту же роль, что и закон. Наиболее важные регламентарные акты, издаваемые Президентом, именуются ордонансами.
Текущее правовое регулирование осуществляется при помощи декретов.

Президенту принадлежит право законодательной инициативы в том, что касается конституционных пересмотров, передачи законопроектов на референдум, а равно право отлагательного вето на законопроекты, принимаемые Парламентом.

Президенту принадлежит право досрочного роспуска Национального собрания.

Президент Франции является главой вооруженных сил. Он председательствует в советах и высших комитетах национальной обороны.

Чрезвычайно важное значение имеет право Президента вводить в действие стратегические ядерные силы. Это право предоставлено Президенту не Конституцией, а обычным декретом Правительства.

Статья 16 Конституции предоставляет право Президенту Франции вводить чрезвычайное положение “Когда установления Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами …”

При этом Президент проводит официальные консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента, Конституционным Советом.

Конституции и др.

Президент Республики — высшее должностное лицо государства, его верховный представитель во всех актах внутриполитической и международной жизни.

Президент Республики избирается путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Срок полномочий — 7 лет. Ограничений для переизбрания не установлено. Кандидат в президенты должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к лицам, избираемым в Парламент.

Института вице-президента во Франции нет. В случае досрочной вакансии поста Президента его обязанности временно исполняет Председатель Сената, а если он тоже не в состоянии выполнять эти обязанности, они исполняются Правительством. Новые выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после открытия вакансии.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *