Многие автовладельцы любят украшать свои автомобили различными аксессуарами. Одним из популярных элементов тюнинга является кенгурятник – металлическая решетка на бампере. Но является ли установка кенгурятника законной? Давайте разберемся.
Кенгурятник – это дополнительная защита для передней части автомобиля, сделанная из металлических труб, сваренных в защитный каркас. Свое название получил благодаря австралийским фермерам, которые устанавливали на свои внедорожники подобные конструкции для защиты машины при столкновении с кенгуру.
В наших широтах кенгуру не встретишь. Тем не менее, эстетика массивной конструкции спереди автомобиля пришлась по вкусу. Люди ставят кенгурятники по двум основным причинам:
Кенгурятники чаще всего можно увидеть на внедорожниках, кроссоверах и автомобилях повышенной проходимости. Это связано с тем, что изначально такие конструкции использовались для защиты машин при движении по пересеченной местности с риском столкновений.
Если говорить о легковых автомобилях, то кенгурятник имеет смысл ставить на достаточно старые модели, которые изначально оснащались таким элементом конструкции.
Начиная с 2010 года, установка кенгурятников на автомобили в России фактически запрещена. Это связано с введением новых правил, регулирующих технические аспекты конструкции транспортных средств.
внесение изменений в конструкцию транспортного средства — исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения
Поскольку кенгурятник является дополнительным оборудованием, не предусмотренным конструкцией большинства автомобилей, его установка попадает под действие данного запрета.
Однако есть некоторые исключения:
Хотя металлические кенгурятники на большинстве автомобилей запрещены, существуют некоторые варианты, которые можно устанавливать без ограничений:
Такие конструкции не представляют опасности при столкновении с пешеходом, поэтому их использование разрешено техническим регламентом.
Установка кенгурятника на такие популярные модели, как ВАЗ 21213 (Нива) или Chevrolet Нива, запрещена так же, как и на большинство других легковых автомобилей.
Дело в том, что существует тонкость в трактовке понятия «изменение конструкции». Если автомобиль изначально поставлялся производителем с кенгурятником, то его установка не является изменением конструкции. Но для большинства моделей это не так.
Теоретически, можно попытаться зарегистрировать кенгурятник как изменение конструкции в ГИБДД. Но на практике пройти всю эту процедуру для кенгурятника не удастся, так как он запрещен по соображениям безопасности.
Хотя прямого запрета на кенгурятники в ПДД нет, за их установку без регистрации изменений все же предусмотрен штраф. Он составляет:
Более серьезные последствия – аннулирование регистрации транспортного средства за незаконное изменение его конструкции. Хотя такой вариант пока редко применяется на практике.
Из-за требований технического регламента пройти техосмотр с установленным кенгурятником проблематично. Если информация о нем не внесена в техпаспорт транспортного средства, то автомобиль техосмотр не пройдет.
Для ввозимых в Россию иномарок действуют более жесткие правила. С 2010 года запрещено ввозить автомобили, оборудованные металлическими кенгурятниками.
Основные исключения:
Хотя металлические кенгурятники запрещены, их пластиковые аналоги разрешены на любых автомобилях. Поскольку они не представляют угрозы безопасности при столкновении.
Главное преимущество таких конструкций – возможность установки без внесения изменений в документы и прохождения техосмотра. Пластиковый или деревянный кенгурятник – хороший компромисс между эстетикой и законом.
В парламенте РФ неоднократно поднимался вопрос о возможной легализации металлических кенгурятников для некоторых категорий автомобилей.
Сторонники их разрешения отмечают популярность таких конструкций и спрос со стороны автовладельцев. Противники акцентируют внимание на рисках безопасности.
Пока ясности в этом вопросе нет. Но в ряде зарубежных стран, например в Германии, металлические кенгурятники разрешены при соблюдении определенных требований к их конструкции и монтажу.
Среди автолюбителей бытуют разные мнения о целесообразности использования кенгурятников.
Сторонники отмечают:
Противники указывают на:
Поэтому, принимая решение об установке, важно учитывать как плюсы, так и минусы кенгурятников.
Несмотря на общероссийский запрет металлических кенгурятников, в последние годы наметилась тенденция к их легализации на региональном уровне.
Так, в ряде субъектов РФ приняты законы, разрешающие установку защитных решеток на внедорожники и автомобили, используемые в сельском хозяйстве. При этом вводятся определенные требования к конструкции.
Даже там, где разрешены металлические кенгурятники, к их конструкции предъявляются специальные требования для обеспечения безопасности:
Соблюдение таких правил снижает риск получения травм пешеходами и велосипедистами при наездах на низкой скорости.
Хотя пластиковые кенгурятники и разрешены к использованию, у них есть как достоинства, так и недостатки:
Плюсы:
Минусы:
Кроме типичных конструкций из труб, существуют и другие варианты дополнительной защиты бампера:
Такие решения часто не требуют внесения изменений в документы, поэтому могут быть хорошей законной альтернативой традиционным кенгурятникам.
В некоторых странах наряду с типичными металлическими конструкциями используются и другие виды передней защиты автомобилей.
Например, в США и Канаде популярны массивные резиновые бамперы с вмонтированным металлическим каркасом. А в странах Евросоюза часто применяют ударопоглощающие панели из современных композитных материалов.
Такой опыт может быть полезен для постепенной легализации аналогов кенгурятников и в нашей стране.