Коллектор — посредник между банковской или иной финансовой организацией и гражданином, являющимся должником по кредитным обязательствам или другим долгам.
В качестве коллектора может выступать частное лицо или организация, так называемое коллекторское агентство, и именно этот вариант является сегодня наиболее распространенным. Агентства наделяются правом выступать на арене финансового рынка самостоятельно или действовать от имени банка, фактически являясь структурным подразделением финансовой организации.
Закон «О защите прав…» от 03.07.2016 № 230 строго ограничивает права коллекторов, устанавливая для них ряд правил. Они могут:
Нарушение коллекторами интересов и прав гражданина влечет за собой привлечение к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности.
Порой коллекторы действуют далекими от норм действующего законодательства способами. Для защиты личных интересов и прав взаимодействовать с представителями данных организаций рекомендуется следующим образом:
В соотвествии со ст. 7 ФЗ № 230 должник вправе отказаться от взаимодействия с представителями коллекторского агентства. Однако для этого необходимо соблюсти ряд условий: право отказа предоставляется гражданину только в том случае, если наступления просрочки по кредиту прошло более четырех месяцев. Сделать это раньше указанного срока могут граждане, отнесенные к категории социально незащищенного слоя населения. Выразить отказ нужно в письменном виде по специальной форме, которую вы можете скачать по ссылке в начале статьи.
Неграмотные действия со стороны гражданина в рамках общения с представителями коллекторского агентства могут привести к негативным для должника последствиям. Для исключения возможных неприятностей не рекомендуется:
Не пускайте коллекторов в квартиру. Одна из распространенных форм угроз коллекторов — составление описи имущества, принадлежащего гражданину с целью последующей его реализации. Важно знать, что совершение подобных действий допускается только со стороны сотрудников ФССП и лишь при наличии исполнительного документа. Аналогичные действия коллекторов нарушают закон и предусматривают привлечение к ответственности.
Алгоритм действий при общении с коллекторами следует выстраивать в соответствии с обстоятельствами и особенностями ситуации. К примеру, при отсутствии долга гражданин вправе пресечь взаимодействие с коллекторами. Если долги имеются, действовать необходимо в соответствии с требованиями ФЗ № 230, о которых поговорим ниже.
Гражданин наделяется правом отказа от общения с коллекторами посредством телефонной, электронной или иных видов связи. При этом ответственность за это в рамках закона не предусмотрена.
При наличии действующей задолженности можно предложить коллекторам действовать через суд.
Напомним, что при звонке от коллектора важно вести аудиозапись, а при непосредственном контакте — видеозапись. При совершении сотрудником агентства неправомерных действий, к примеру высказывании угроз или оскорблений, записанные материалы станут основанием для привлечения коллектора к ответственности, в том числе уголовной.
Нормы действующего законодательства строго ограничивают права коллекторских агентств относительно возможности взаимодействия с гражданами, не являющимися должниками. При поступлении информации о несуществующей задолженности лицу рекомендуется немедленно обратиться с жалобой в прокуратуру или ФССП.
В ряде случаев звонки коллекторов по месту трудовой деятельности должника не являются прямым нарушением норм действующего законодательства. Так, сотрудник агентства вправе совершить звонок в том случае, если номер телефона оставлен самим должником для проведения переговоров. Также коллектор может позвонить с целью уточнения информации относительно того, действительно ли заемщик трудоустроен в организации.
При этом разглашение коллектором сведений о наличии у заемщика задолженностей следует рассматривать как прямое нарушение положений ФЗ № 230, что дает физлицу право направить жалобы в вышестоящие инстанции.
Возможность общения коллекторов с третьими лицами, к примеру с родственниками должника, регламентирована ст. 4 ФЗ № 230. Сотрудник вправе звонить близким заемщика только при условии наличия выраженного в письменном виде согласия со стороны родственника.
Также сам должник должен выразить письменное согласие на взаимодействие коллектора с его родственниками.
Коллектор вправе совершать звонки не ранее 8 утра и не позднее 10 вечера, в выходные — с 9 утра и до 8 вечера.
Законом ограничено и количество звонков, которое может совершить сотрудник организации по взысканию задолженностей. Так, на протяжении суток коллектор вправе сделать один звонок, в течение недели — два, в месяц — не более восьми. Кроме того, запрещается взаимодействие с гражданином посредством телефонной связи в том случае, если должник является банкротом, лицом, не достигшим возраста совершеннолетия, инвалидом первой группы, находится на лечении или признан недееспособным.
***
Коллекторские агентства представляют собой организации, деятельность которых строго ограничена и регламентируется нормами действующего законодательства. Нарушение регламента отдельными сотрудниками влечет за собой наложение на компании данной категории крупных штрафов, а в некоторых случаях — лишение лицензии на право осуществлять коллекторскую деятельность. При взаимодействии с коллекторами важно соблюсти личные гражданские интересы и права, нарушение которых представителями агентств может повлечь за собой крайне негативные для них последствия.
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Кредиты и долги».