Каждому типу транспортных средств в законодательстве присвоена своя категория водительских прав. Если они между собой не соответствуют, управлять транспортом нельзя, так как Госавтоинспекция данный случай будет рассматривать как вождение без прав.
Новшества в автомобилестроении стали причиной внедрения новых видов транспортных средств на дороги страны, для которых необходимо вводить свои категории водительских прав. В закон №196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» периодически вносятся коррективы. Так в 2016 г. в водительском удостоверении появилась подкатегория В1.
После проверки навыков вождения и подтверждения своих знаний ПДД, водители получают права. Категория В предназначена для управления транспортным средством с такими характеристиками (ст. 25 ФЗ № 196):
По состоянию на 2025 г. категория В включает две подкатегории:
Если объем двигателя меньше 50 см3, тогда на данное транспортное средство должна быть открыта категория М, а не В1. Категория М выдается на легкие квадрициклы, мопеды и скутеры (ст. 25 Закона «Об автодорожной безопасности»).
Категория В1 в 2025 году открывается для управления такими нестандартными транспортными средствами, как квадрициклами и трициклами. В нашей стране они пока редкость, поэтому стоит уделить время на знакомство с такими необычными ТС.
Квадрицикл – транспортное средство с кабиной без стекол, оснащенное четырьмя колесами.
Согласно Постановлению Госстандарта №402 от 08.10.01 г. квадрицикл должен соответствовать определенным требованиям. Весить он должен не больше 400 кг. Но если он предназначен для грузоперевозок, тогда предельная масса должна быть не больше 550 кг. Вес батарей для электроквадрициклов не учитывается. Мощность двигателя квадрицикла не более 20 лошадиных сил. Существуют модели с электродвигателем. Норма мощности для них не более 15 КВт. Скорость передвижения не менее 25 км/ч.
Квадрициклы внешне схожи с квадроциклами, поэтому их часто путают. Это серьезная ошибка, так как они различаются не только техническими параметрами, но и категорией водительских прав.
В таблице ниже приведен перечень основных отличий(ст.1,16,17 Постановления №1090 ПДД; Приказ МВД №496; Приказ Минпромэнерго №192).
Особенности ТСКвадрициклы (категория B1)Квадроциклы(категория А1)Для чего предназначеноЕзда на дорогах общего пользованияВнедорожник с повышенной проходимостью. Не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользованияГде ставится на учетГИБДДРостехнадзорКатегория водительских правВ1А1Наличие кабиныМожет иметь кабину или быть без нееБез кабины. Посадочное место мотоциклетного типаМощность двигателяНе более 20 лошадиных сил и 15 киловаттВыше указанного пределаДокументыПТСПСМ – паспорт самоходной машины
С категорией В1 можно управлять и трициклом. Общее определение этого транспорта приведено в ГОСТ Р 52051-2003. Он оснащен 3-мя колесами. Два колеса могут быть как спереди, так и сзади.
Визуально трицикл схож с мопедом, но объем его двигателя от 50 см3. Под его капотом может оказаться электрический мотор. Все зависит от выбранной модели. Разгоняется этот необычный «мотоцикл» до 50 км/ч. Трициклы нужно регистрировать в ГИБДД. В ПТС должна быть указана предельная мощность двигателя в 20 лошадиных сил и 15 киловатт.
Категория В – одна из популярных категорий водительских прав. С ней можно управлять:
Главное чтобы ТС соответствовало следующим требованиям, указанным в ст. 25 ФЗ № 196:
Подкатегория В1 открывается автоматически для водителей как категории В, так и А.
В зависимости от того какие установлены руль и сидение на учебном транспортном средстве: мотоциклетного типа или автомобильного. В правах проставляется соответствующая отметка:
Тип оснащения трицикла или квадрицикла указывается в 12-й графе, таблица находится с обратной стороны водительских прав. Данное правило прописано в Приложении №3 Приказа МВД №365 от 13.05.09 г.
Транспорт соответствующий подкатегории В1 более мобильный, чем в основной В:
Еще одно отличие между В и В1: в схеме получения категории. В1 присваивается автоматически водителям, сдавшим основной экзамен на открытие В или А (ст. 25 ФЗ № 196 от 05.11.2013 г.). Эта же система действует при восстановлении утерянных водительских прав. Получить основную водительскую категорию так не получится. Нужно пройти тестирование и показать себя «водителем ассом» перед экзаменатором.
Если же права оформляются впервые, тогда получение В1 происходит по тем же правилам, что и при открытии основной категории.
Подкатегория В1 присваивается автоматически при наличии водительских прав категории А или В (ст. 25 ФЗ №196). Но если их нет, согласно ст. 26 ФЗ №196 нужно пройти обучение, и сдать экзамен в автошколе.
Общее количество часов обучения на категорию водительского удостоверения B1 – 190 (Приказ Минобрнауки №1408 от 26.12.13 г. Приложение 12). Все время распределено между тремя направлениями:
Согласно ст.26 ФЗ № 196 в 2025 году претендент допускается к экзамену только:
Во время медицинского осмотра нужно будет посетить таких врачей:
Не пройти комиссию на получение категории прав B1 возможно ни только по состоянию здоровья, но и по физическим показателям (Постановление Правительства №1604 от 29.12.14). В 2025 году причины могут быть следующие:
Естественно, что помимо перечисленных условий, претендент на категорию В1 должен хорошо знать ПДД.
К основным законодательным актам, которые регулируют вопрос присвоения категории прав В1 и отражение их в водительском удостоверении в 2025 году относятся:
Претендент на открытие подкатегории В1 должен будет подготовить три комплекта документов. Для каждой инстанции свой пакет бумаг в соответствии с гл. 3 Постановления №1097 от 24.10.14 г..
На начальном этапе обучения на категорию B1 нужны будут документальные подтверждения для обучения в автошколе. В 2025 году перечень входят:
Когда нормативы в автошколе сданы, нужно готовиться к аттестации в ГИБДД. При себе нужно иметь такие документы:
Если в ГИБДД все прошло успешно, тогда следующим этапом будет подача заявления в ГАИ на получение водительского удостоверения с открытой категорией прав В1. Здесь нужны будут следующие бумаги:
Как видите, хотя количество инстанций, которые нужно будет посетить, и больше одной, перечень необходимых документов вполне логичен и невелик. Все требуемые бланки претендент получает по мере прохождения процедуры оформления категории прав В1.
Согласно Приложению №3 Приказа МВД №365 от 13.05.09 г. присвоение категории В1 происходит автоматически если:
Те же, кто впервые оформляет водительские права должен пройти все необходимые процедуры чтобы получить подкатегорию В1. В 2025 году порядок действий следующий:
Теперь небольшие уточнения по данному списку.
Стоимость обучения в лицензированной автошколе в 2025 году зависит от ряда нюансов. Например, была ли ранее открыта категория, количество часов отведенных на практику и теорию, регион. Ценник колеблется от 15 тыс. руб. до 25 тыс. руб. Взнос может быть разбит на 2-3 части или же его можно оплатить единым платежом. Все зависит от желания будущего водителя.
Госпошлина за выдачу биометрического водительского удостоверения, независимо от обстоятельств, в 2025 году составляет 2 тыс. руб.. При оплате на сервисе «Госуслуги» сумма уменьшается на 30% и составляет 1400 руб. (скидка действительна с января 2017 по конец 2025 г.). Основанием для этого является ст. 4 ФЗ № 424 от 27.11.18 г.
В отдельных случаях водительское удостоверение может заменить даже общегражданский паспорт.
Согласно Приложению 1 Приказа МВД №365 в водительском удостоверении должна фигурировать следующая информация:
Полный курс обучения на категорию В, и соответственно В1, занимает 190 часов (Приказ Минобрнауки №1408 от 26.12.13 г. Приложение 12). В среднем это 3,5 месяца.
Весь срок обучения распределяется между:
Администрация автошколы вправе ввести дополнительные часы на оттачивание навыков водителя.
Экзамены на получение категории прав В1 сдавать придется 2 раза: в автошколе и перед сотрудниками ГИБДД. Суть проверки заключается в выполнении базовых маневров и езды по городским дорогам.
Теоретический экзамен проводится с использованием персональных компьютеров. Все что нужно, ответить на вопросы, указанные в электронных билетах.
Как упоминалось выше, В1 можно получить при основной категории А. В водительском удостоверении, а точнее в графе 12, ставится пометка MS (Приказ МВД №365 от 13.05.09 г). Это значит, что управлять можно трициклом или квадрациклом с мотоциклетным рулем и сидением.
Из этого можно сделать вывод, что В1 может быть открыта и без основной категории В. Альтернативным вариантом выступает водительское удостоверение класса А.
Из всей вышеописанной информации можно выделить ряд нюансов, о которых стоит помнить.
Технические характеристики трициклов и квадрициклов (ст.1 ПДД):
Главное визуально не спутать с квадроциклами, т.к. тут действует уже другой класс водительского удостоверения – М. В нем кабина заменена рамой и используется он вне дорог общего пользования.
Последний нюанс заключается в системе управления трициклом или квадрициклом. В 2025 году она может быть в виде мотоциклетного или автомобильного руля. В водительские права проставляется отметка о виде системы управления: AS или MS. У каждого из них своя основная категория. Первый тип присваивается при наличии прав класса В, вторые – категории А.