Оно заключено в определении 2 терминов: “уступить дорогу” и “приоритет” и означает, что вы при перестроении своим манёвром не должны вынудить другого участника дорожного движения:
И для нарушения ПДД хотя бы одно из этих вышеперечисленных условий должно выполняться. Но только в том случае, когда намеченные траектории ваших движений пересекаются, причём, пересекаются не только в пространстве, но и во времени.
Например, если вы не включали левый поворотник и не собрались перестраиваться налево, но вильнули в сторону левой полосы, потому что объезжали камень в своей полосе, не пересекли разметку, а водитель синего автомобиля испугался и вильнул влево, то вы по сути заставили его изменить траекторию и, возможно, скорость движения.
Следовательно, в процессе перестроения уступить дорогу должен автомобиль Б.
Уступить дорогу (не создавать помех) — это, в соответствии с определением, означает, что в нашем случае автомобилю А не должно быть создано помех в движении. Таким образом, у водителя Б есть два варианта:
В первом случае для безопасного маневра необходимо свободное пространство впереди опережаемой машины (автомобиля А), достаточное для безопасного опережения.
Часто виновниками аварий становятся водители, которые выполняют слишком много маневров безосновательно. То есть постоянно перестраиваются, обгоняют, то опережают, то опять отстают, и вновь пытаются всех обогнать.
Водителей, которые не могут спокойно держаться в одной полосе и все время мечутся туда-сюда называют летунами и шашечниками. В первую очередь — не нужно быть таким водителем. Ну и во-вторых — стоит держаться от шашечников подальше.
Нельзя на 100% застраховаться от ДТП, но возможно снизить его риски.
Потому что у машины справа в этой ситуации “помеха справа”.
Однако есть нюансы:
“кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении” в общем случае – водитель автомобиля слева.
Случай перестроенияКто должен уступитьОдиночное перестроениеПерестраивающийся водительОдновременное перестроениеВодитель слева
При одновременном перестроении транспортных средств обычно приоритет имеет автомобиль, находящийся справа.
Частный, но важный случай одновременного перестроения – так называемое взаимное перестроение.
Поворотник при этом должен быть включен вплоть до того момента, пока перестроение не будет завершено. Сигнал же, подаваемый жестами, следует закончить непосредственно перед началом маневрирования.
Эксперты также рекомендуют выждать перед маневром как минимум 3 секунды и даже после этого не ломиться в левую полосу сломя голову. Иными словами, следует убедиться, что вам уступают дорогу.
В то же время большое значение имеет динамика ситуации.
Если вы следуете справа, а слева перестраивается мощный автомобиль, следующей на высокой скорости, то правило “помехи справа” в значительной степени нивелируется. Ведь через считанные доли секунды перестраивающаяся слева машина опередит вас в потоке, и перестроение уже не будет одновременным.
Например, если вы собрались перестроиться через 2 ряда сразу, то необходимо включать и выключать поворотники 2 раза, так как законодательство 2022 года предписывает немедленно выключать их при завершении манёвра, а изменение 2 полос движения – это 2 последовательных манёвра, а не один целый.
Теперь самый главный ответ на самый простой вопрос, который обязаны знать все, кто садится за руль и некогда получал право управления.
При перестроении уступает дорогу всегда тот, кто меняет полосу движения тому, кто движется попутно прямо без совершения манёвров.
Возьмем для примера простую ситуацию. Проезжая часть в две или более полосы, и есть два автомобиля А и Б.
Предположим, автомобилю Б необходимо перестроиться левее, на полосу, по которой движется автомобиль А. Как ему целесообразно выполнить маневр, чтобы и ПДД не нарушить, и не столкнуться с машиной А?
В процессе смещения на соседнюю полосу, пути двух машин неизбежно пересекутся, и кто-то из них обязан уступить дорогу. В соответствии с пунктом 8.4, преимуществом пользуется водитель, который движется попутно, не меняя полосу движения, на рисунке это автомобиль А.
Инструктор контролирует действия ученика и указывает на ошибки.
Для выработки навыка правильного перестроения эффективно использовать специальные тренажеры и симуляторы.
Они позволяют моделировать различные дорожные ситуации, а алгоритмы оценивают действия водителя и выявляют ошибки.
Даже без инструктора можно и нужно тренировать перестроения в реальных условиях:
При сдаче экзаменов на права обязательно оцениваются навыки перестроения.
В Правилах дорожного движения порядок перестроений описан в пункте 8.4:
При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Из этого следует, что:
Однако на практике не все так однозначно.
При обычном перестроении с одной полосы на другую водитель должен уступить дорогу автомобилям, которые движутся попутно без изменения направления.
Обновлено: 13.02.2025
Перестроение, в соответствии с определением этого термина (пункт 1.2 ПДД), это выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
Почему в трактовке указано как бы двойственное толкование: выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда?
В соответствии с пунктом 9.1 количество полос определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
Разметка полос может по разным причинам отсутствовать (стерлась от времени, под грязью, под снегом и пр.).
Теория теорией, но на практике автомобили следуют в потоке, как правило, в ломанном, шахматном порядке и с разной скоростью.
Чтобы понять, у кого из водителей имеется приоритет в такой ситуации при движении по многополосной дороге, обратимся прежде всего к ПДД. Там порядок маневрирования прописан в пункте 8.4 – при одиночном перестроении налево или направо автомобилист обязан пропустить все транспортные средства, которые движутся в попутном направлении, не меняя своего положения на проезжей части.
В то же время при одновременном перестроении попутных автомобилей уступить дорогу должен тот водитель, чья машина находится слева.
При каких обстоятельствах требуется уступать помехе справа
Если транспорт едет в одной полосе, не меняя траекторию движения, и не собирается менять полосу, то никому и ни с какой стороны уступать не нужно. Обязанность уступить возникает на нерегулируемых перекрестках или в местах, где очередность проезда не оговорена ипри одновременном перестроении.
Регламентирован такой порядок:
Правила выполнения перестроения
Перед совершением маневра водителю следует включить поворотник, если последний неисправен, то сигнал подается рукой.