При этом лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
Порядок применения данной нормы рассмотрим на следующем примере:
21 января 2001 года решением суда к налогоплательщику была применена санкция за непредставление налоговой декларации.
23 января 2002 года происходит рассмотрение в суде дела о совершении тем же налогоплательщиком аналогичного правонарушения. В ходе заседания возникает вопрос: признавать ли обстоятельством, отягчающим ответственность, совершение налогового нарушения повторно?
В соответствии со ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц.
10 000 рублей
—
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,
30 000 рублей
Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы
20% от суммы неуплаченного налога,
но не менее 40 000 рублей
*Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:
Статья 122.
Путем анализа научной литературы и нормативно-правовых актов приведены особенности правоприменения изучаемого нами вида ответственности в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах.
Ключевые слова:право, охранительная функция, юридическая ответственность, налоговая ответственность, ответственность за совершение налоговых правонарушений, налоговое правонарушение, административное правонарушение, уголовная ответственность, дисциплинарная ответственность.
This article considers tax liability as a kind of legal liability, emphasizes its protective orientation, manifested in the form of prohibitions, indicates the distinction between the concepts of «tax liability» and «responsibility for committing tax offenses».
К числу немаловажных критериев разграничения видов некоторые авторы относят институциональный или отраслевой признак. В теории права традиционными являются уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственности, выделившиеся в зависимости от отраслевой принадлежности правовой нормы, которая нарушена» [1, с. 16–17].
Однако в юридической литературе рассматриваются и иные виды, к числу которых относят налоговую [2, с. 351].
Обеспечивая имущественные интересы государства и общества, законодатель установил соответствующие правила поведения в налоговых отношениях, нарушение которых влечет применение мер государственно-правового принуждения.
«Правовое регулирование ответственности за нарушение установленных норм в области налоговых отношений относится к объектам законодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права.
Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)
Непредставление в установленный срок налоговой декларации или расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту учета
5% не уплаченной в установленный срок суммы налога,
подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации,
за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления,
но не более 30 процентов указанной суммы
и не менее 1 000 рублей
Обратите внимание! Штраф по ст. 119 НК РФ применяется к декларациям, составляемым по итогам налогового периода. За промежуточные декларации (расчеты) штрафуют по ст. 126 НК РФ. Но это не касается промежуточного РСВ.
Может выражаться в форме официального отказа предоставить затребованные налоговиками бумаги или в форме уклонения от исполнения запроса.
К этому виду ответственности могут привлекаться только должностные лица организаций. Субъектами правонарушения не могут быть частные граждане и ИП – речь идет только о лицах, наделенных функциями распоряжения и управления имуществом, ведения отчетности.
Административной ответственности за неуплату налогов подлежат только должностные лица организаций.
Самыми распространенными административными проступками в сфере налогообложения являются следующие:
Однако это не означает нарушения принципа (однократного) привлечения к налоговой ответственности, поскольку к административной ответственности будет привлекаться специальный субъект — должностное лицо организации.
В научных кругах распространена точка зрения, согласно которой индивидуальные предприниматели также привлекаются к административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Однако если мы обратимся к примечанию к статье 15.3 КоАП РФ, то увидим, что административная ответственность, установленная для должностных лиц ст. 15.3–15.9, 15.11 КоАП РФ, распространяется на лиц, указанных в ст.
Как видно из определения, обособленные подразделения юридических лиц, созданных в соот ветствии с законодательством РФ, не могут выступать самостоятельными субъектами налоговых правонарушений и ответственности.
В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ к ответственности за административные правонарушения в области налогов и сборов также могут привлекаться как физические, так и юридические лица.
При этом нужно учитывать, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Ответственность за налоговые нарушения: нормативное регулирование
Налоговым правонарушениям и ответственности за них посвящена отдельная глава НК РФ под номером 16. Отдельно в Кодексе описаны правонарушения и ответственность банков (глава 18), рассматривать которую мы не будем в силу специфичности субъекта.
По Налоговому кодексу единственное возможное наказание — штраф, сумма которого зависит от вида нарушения, а также категории и статуса нарушителя. Однако привлечь могут не только к налоговой ответственности.
Какая еще ответственность возможна за нарушения, связанные с налогами, а также процедуру применения налоговых санкций смотрите в КонсультантПлюс.
При этом судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.
Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, также является «открытым».
Р.Ф. об административных правонарушениях. Налоговый и Административный кодексы зачастую предусматривают разные порядок и условия привлечения к ответственности за нарушения в области налогов и сборов. В связи с этим лицо, привлекаемое к ответственности для наиболее эффективной защиты своих прав должно определить, на основании какого кодекса квалифицируются налоговые правонарушения – НК РФ или КоАП РФ. Это позволит четко очертить как круг своих прав и обязанностей, так и пределы полномочий органов, рассматривающих дела и привлекающих к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Как Налоговый кодекс РФ, так и вступивший в силу с 1 июля 2002 года Кодекс РФ об административных правонарушениях четко очерчивают круг лиц, которых можно привлечь к ответственности за налоговые правонарушения.
В соответствии со ст.