Инструменты, которые казахстанцы могут использовать для восстановления своих прав в учреждениях здравоохранения.
Многочасовые очереди, необоснованные требования оплаты, халатное отношение – практически каждый казахстанец, посещающий поликлинику, сталкивался с подобными проблемами. Но далеко не каждый готов проявлять гражданскую позицию и отстаивать свои права на качественное медицинское обслуживание. Давайте разберёмся, как пожаловаться на работу учреждений в сфере здравоохранения и что делать, если обращения остаются без ответа.
Все медицинские услуги в Казахстане можно разделить на три группы:
Теоретически системы ОСМС и ГОБМП должны обеспечивать казахстанцам полный спектр медицинских услуг. Но на практике бывает иначе. Столкнувшись с несовершенствами системы, пациенты обращаются в частные клиники за свой счёт, не сообщая о проблемах в вышестоящие инстанции. Так проблемы накапливаются и усугубляются.
Каждый совершеннолетний гражданин Казахстана имеет право направлять обращения в государственные органы. Так можно выразить гражданскую позицию, получить разъяснение или сообщить о нарушении. В первых двух случаях следует направлять обращение, а в случае нарушения прав – жалобу.
Пациент может направить обращение в госорганы в любой ситуации, если считает нужным. Главное – обеспечить достоверность данных. Ситуации в медучреждениях, о которых следует сообщать в госорганы:
Ситуации в рамках ГОБМП, о которых следует сообщать в госорганы:
Ситуации в рамках ОСМС, о которых следует сообщать в госорганы:
Важно: пациентам следует по возможности фиксировать факты нарушения, указывать номера кабинетов, имена медработников и даты приёмов. Чем больше данных содержит обращение, тем больше вероятность, что проблему решат.
Единый портал для подачи обращений Eotinish.kz – это универсальная площадка, которая позволяет направить жалобу как в поликлинику, так и в региональное управление или профильное министерство. Для этого необходимо зарегистрироваться на портале EGov.kz и получить электронную цифровую подпись (ЭЦП). Как оформить жалобу онлайн:
Обращения, поступившие после 18.30, регистрируют с 09.00 следующего рабочего дня.
Также обращения можно оформлять непосредственно в канцелярии госорганов. Жалобу, оставленную в акимате города или области, перенаправят в соответствующее управление. Для оформления жалобы необходимо прийти в аппарат акима города или области, в которой находится предмет жалобы. Адрес и часы работы можно найти на официальном сайте учреждения. В жалобе необходимо указать:
Важно: жалобу обязаны зарегистрировать, присвоив регистрационный номер, а заявителю выдать талон с указанием даты, времени и ФИО должностного лица, принявшего обращение.
Срок рассмотрения жалобы составляет 20 рабочих дней со дня поступления. При этом жалоба по вопросам оказания госуслуг, поступившая в адрес органа, непосредственно оказывающего эти услуги, подлежит рассмотрению в течение пяти рабочих дней со дня регистрации.
То есть Министерство здравоохранения может отвечать на обращение до 20 рабочих дней, а администрация больницы, в которой произошло нарушение, обязана отреагировать в течение пяти рабочих дней.
Важно: если ответ предоставили с опозданием или содержание ответа не удовлетворило заявителя, то он имеет право направить жалобу в вышестоящую инстанцию.
Если вы точно знаете, какая организация несёт ответственность за решение вашей проблемы, то можете обратиться по номерам горячих линий. Специалисты контактных центов оперативно ответят на вопросы или подскажут, куда обратиться в дальнейшем.
Вопросы бесплатного обеспечения лекарственными средствами в рамках ГОБМП – СК “Фармация”, контактный номер 1439.
Вопросы предоставления услуг и препаратов в рамках ОСМС – Фонд социального медицинского страхования, контактный номер 1414.
Вопросы оказания любых медицинских услуг на территории РК – Министерство здравоохранения РК, телефон доверия +7 (7172) 74-37-27.
Источник: informburo.kz