И скажет: „Свиньи вы! образа звериного и печати его; но придите и вы!”… И прострет к нам руце свои и мы припадем…” Достоевский описывает безвольного пьянчугу, который довел жену до чахотки, пустил дочь по “желтому билету”, но осуждая его, писатель одновременно взывает к людям.чо люди, возымейте к нему хоть каплю жалости, приглядитесь к нему, так ли уж он плох. Ведь он несчастной женщине с тремя детьми “руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание”; впервые места лишился не по своей вине. Он больше всего мучается от сознания вины перед детьми. Так ли он плох этот “маленький человек”? Можно сказать, что его сделало таким общество, более равнодушное и жестокое, чем он сам в своем пьянстве. С супругой Мармеладова Катериной Ивановной Раскольников встречается всего четыре раза. Но все четыре раза он наблюдает ее после сильных душевных потрясений.
В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей. В самые тяжелые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй.
Особенно увлекала писателя судьба “маленького человека” в обществе. Над этой темой задумывались Пушкин, Гоголь. Этой мучительной темой пронизан и роман Достоевского “Преступление и наказание”.
Персонажи Достоевского обычно предстают перед читателем с уже сложившимися убеждениями и выражают определенную идею. Не составляют исключения и герои “Преступления и наказания”.
В романе и “маленькие люди” наделены определенной философской идеей. Это люди мыслящие, но задавленные жизнью. Например, Семен Захарыч Мармеладов.
М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова.
Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.
Лужин, наоборот, за господство эгоистических отношений, отношений чисто буржуазных, нечеловеческих. Идеи Лужина ведут к медленному убийству людей, к отказу от добра и света в их душе.
Раскольников хорошо понимает это: “… правда ль, что вы сказали вашей невесте… в тот самый час, когда от нее согласие получили, что всего больше рады тому… что она нищая… потому что выгоднее брать жену из нищеты, чтоб потом над ней властвовать… и попрекать тем, что она вами облагодетельствована?..” Только собственная выгода, карьера, успех в свете волнуют Лужина. Он готов унижаться, унижать, отдавать все и всех за свое благополучие, забирать последнее ради своей выгоды.
Но он не будет убивать, он найдет массу способов, трусливых и подлых, чтобы раздавить человека безнаказанно. Во всей полноте это проявляется в сцене поминок.
���� ���������� � ������������ � ���������� �. �. ������������ �������� � ������������� �. �. �������, �. �. ������ � ��������� ������������ ����� 1840-� �����. ����������� ���� ��������� ����� � ��������� ��������� ���� ������, ������� �������, ��� ���������� ��� �������� ����� ������. � ��������� � ���������� �������� ������� (������������ ����������) � �������� (������� �������), ����������� ����������� (�������), ���������� ���� ������������ ���� �������� � ����������. �� �� ������� �������� – ���������� ������, � �� ��������� ������� ����� ������������ ������ �� ������ �� ����� ������������ ���������. � ������ ������������� � ��������� ����������� ��� �� ���������� � ���� ���������� � ������������. ��� ������������ � ��������� ��������: �������� ������� ��� ������� ������� �� ����� (��������� � ������� �����), ��� � ������������ ����� ����������, ���������� ������ �����.
Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.
Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния “маленьких людей” начинают появляться различные фантастические “идеи”, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.
И все искания писателя направлены на создание лучших, достойных звания человека условий жизни.
625 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
Тема “маленького человека” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В чём трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Он как бы становится оболочкой, внутри которой формируется мировоззрение героев. Изображая портрет героя, автор стремится раскрыть его внутренний мир, показать свое отношение к персонажу, к его характеру и поступкам.
Именно с этой целью автор прибегает к такому приему, как двойное портретирование (описание портрета Раскольникова до преступления и после). Нередко уточнением, введением новых деталей в описание своих героев автор добивается более глубокого раскрытия своего замысла.
Портреты героев неподвижны, описательны. Использование в портретных описаниях глагола «быть» в прошедшем времени только усиливает это впечатление.
У Достоевского основной художественной деталью являются глаза. Глаза у его героев – зеркало души. Изображение глаз Раскольникова, меняющееся по ходу развития действия, показывает изменения, происходящие в его душе.
Тем самым он подчеркивает крошечную величину помещений.
Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только «отпечаток» («снимок») ее греховности, ее искалеченной души и страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сониных руках.
Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения. Все это отражает Сонину душу, зашедшую в тупик. К мрачному фону Сониной комнаты притягивается и душа Раскольникова: у главного героя тоже нет выхода.
Для греховной жертвенности Сони и преступной гордыни Раскольникова такая среда естественна. 330 Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения, переживания, а также ощущение болезненности и затхлости всей жизни.
Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя».
Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание».